|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Уже около двухсот лет молодые люди зачитывались и зачитываются романами Вальтера Скотта (1771-1832). Сейчас, к сожалению, в меньшей степени, но слава великого английского писателя и поэта, автора и страстного собирателя баллад, родоначальника жанра исторического романа стоит баллады. И мы её споём! Но сначала необходимо внимательно и, по возможности, выразительно прочитать стихотворение, разобраться с незнакомыми словами, новыми, вернее старыми, понятиями. Времена рыцарства, увы, давно миновали...
Эта перекличка струны и тетивы может перенести нас и на тысячу лет назад, и на десять тысяч – в те времена, когда по звону тетивы определяли, хорошо ли натянут лук. А происходит этот перенос за одно мгновение. Поэтому-то мы отрабатываем его за счёт резонансных характеристик и дыхания: струна-то звенит прямо сейчас, а тетива – издалека, едва слышно, как эхо из далёкого-далёкого прошлого, а стало быть, необходим резкий переход с глубокого на средний резонанс при глубоком выдохе. Так и только так отображаются "Пространства Истории". Достигнутый эффект будет усилен, если вторая реплика присоединится к первой, что называется, "на лету", и особенно если они прозвучат из разных зон ансамбля, создавая своеобразный стереоэффект.
Слово "устремились" необходимо спеть с правильным ударением: "устремились". В этом случае, за счёт возникающего свингования, возникнет впечатление того самого движения – устремлённости слов к музыке.
Такие слова подошли бы герольду, а в герольды выбирают лишь тех, кто вооружён навыком речи громкой и одновременно выразительной. Мы-то знаем, что наиболее отчётливо воспринимаются звуки, обеспеченные высоким резонансом (как бы отражённые от затылка); они обладают звонким тоном и далеко летят. Если до сих пор действовали солисты, то теперь самое время вступить всему ансамблю. Начиная со слов "Герой моей баллады с детства хром..." (В. Скотт действительно прихрамывал – в отрочестве упал с лошади и повредил ногу), мы опускаемся буквально "на дно" нашего вокального диапазона. Чтобы чисто спеть эти ноты, необходимо расслабить диафрагму и петь на глубоком резонансе. Так, кстати, легче отобразить "трагический образ", задуманный Вадимом Левиным. Впрочем, Вальтер Скотт не был трагической фигурой. В основной своей профессии (юрист и председатель суда), а также на излюбленном литературном поприще он слыл весьма успешным человеком. Разве что слегка хромал?.. Некоторым поклонницам это даже нравилось. После рефрена, повторяющегося два раза, следует речитатив подлиннее первого, завершающийся мягким переходом к пению:
Интонации герольда здесь уже не подойдут, поскольку облик писателя запечатлён в интерьере его кабинета. Необходимы доверительные интонации, камерная манера исполнения, а следовательно, средний резонанс.
Эта творческая задача определённо стоит того, чтобы быть воплощённой. Представьте, нам необходимо из плоскости портретного холста перейти в пространство Истории, затем ощутить себя беглецом из неприступной темницы (пусть это будет ночной побег – представив его, мы сможем лучше передать бесприютную глубину холодной средневековой ночи) и, наконец, бесшабашно гульнуть на дворцовой пирушке: быть может, сдвинуть чаши с самим королём, а то и хлопнуть его по плечу. И всё это за три – четыре мгновения: такова цена музыкального времени! Автор бесконечно благодарен Вадиму Левину и Сергею Никитину за эту балладу. Почти все его ученики, которые исполняли и даже слушали её, потом прочитали "Айвенго", "Роб Роя", "Квентина Дорварда", баллады о Робине Гуде... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|