Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Искусство баллады и навыки мелодекламации

на музыкально-поэтическом материале
песни Сергея Никитина на стихи Вадима Левина

Преподаватель (диктует слова песни). 
                ...А жизнь беду готовит за бедой...
Упитанный мальчик. 
                Что-что? А жизнь еду готовит за едой?
Преподаватель. 
                Это тебе, Павлик, жизнь еду за едой 
                готовит. А бедному поэту – 
                совсем наоборот...

Из школьного фольклора

Уже около двухсот лет молодые люди зачитывались и зачитываются романами Вальтера Скотта (1771-1832). Сейчас, к сожалению, в меньшей степени, но слава великого английского писателя и поэта, автора и страстного собирателя баллад, родоначальника жанра исторического романа стоит баллады. И мы её споём! Но сначала необходимо внимательно и, по возможности, выразительно прочитать стихотворение, разобраться с незнакомыми словами, новыми, вернее старыми, понятиями. Времена рыцарства, увы, давно миновали... 
В работе над "Балладой о Вальтере Скотте" нам придётся использовать навыки в технике резонансного пения для отображения пространств дальнего и близкого плана, но это будут не столько ландшафтные картины, сколько "Пространства Истории". Эти пространства зазвучат в самых первых строках баллады:

энергично
Задел струну –
Резонанс – глубокий
мягко
                           запела тетива
средний, на выдохе
 
Они о прошлом нам напомнить рады...
 

Эта перекличка струны и тетивы может перенести нас и на тысячу лет назад, и на десять тысяч – в те времена, когда по звону тетивы определяли, хорошо ли натянут лук. А происходит этот перенос за одно мгновение. Поэтому-то мы отрабатываем его за счёт резонансных характеристик и дыхания: струна-то звенит прямо сейчас, а тетива – издалека, едва слышно, как эхо из далёкого-далёкого прошлого, а стало быть, необходим резкий переход с глубокого на средний резонанс при глубоком выдохе. Так и только так отображаются "Пространства Истории". Достигнутый эффект будет усилен, если вторая реплика присоединится к первой, что называется, "на лету", и особенно если они прозвучат из разных зон ансамбля, создавая своеобразный стереоэффект. 

энергично
И устремились к музыке слова
Резонанс – средний
 
И пробил час рождения баллады.
глубокий

Слово "устремились" необходимо спеть с правильным ударением: "устремились". В этом случае, за счёт возникающего свингования, возникнет впечатление того самого движения устремлённости слов к музыке.
Далее – речитатив, или короткая мелодекламация:

речитатив
И коль почтенной публике угодно
Резонанс – высокий
 
Настроить души на балладный лад...
 

Такие слова подошли бы герольду, а в герольды выбирают лишь тех, кто вооружён навыком речи громкой и одновременно выразительной. Мы-то знаем, что наиболее отчётливо воспринимаются звуки, обеспеченные высоким резонансом (как бы отражённые от затылка); они обладают звонким тоном и далеко летят.
Опыт подсказывает, что в качестве герольда надо опробовать каждого участника ансамбля. Получится не у всех, но проблем с чувством ритма, да и со скованностью, стеснительностью, заметно поубавится.

Если до сих пор действовали солисты, то теперь самое время вступить всему ансамблю. Начиная со слов "Герой моей баллады с детства хром..." (В. Скотт действительно прихрамывал – в отрочестве упал с лошади и повредил ногу), мы опускаемся буквально "на дно" нашего вокального диапазона. Чтобы чисто спеть эти ноты, необходимо расслабить диафрагму и петь на глубоком резонансе. Так, кстати, легче отобразить "трагический образ", задуманный Вадимом Левиным. Впрочем, Вальтер Скотт не был трагической фигурой. В основной своей профессии (юрист и председатель суда), а также на излюбленном литературном поприще он слыл весьма успешным человеком. Разве что слегка хромал?.. Некоторым поклонницам это даже нравилось.

После рефрена, повторяющегося два раза, следует речитатив подлиннее первого, завершающийся мягким переходом к пению:

 
Итак, вообразите, прошлый век,
Резонанс – средний
 
Герб на стене, мечи, кинжалы, шпаги,
 
 
Камин, свеча, усталый человек...
 

Интонации герольда здесь уже не подойдут, поскольку облик писателя запечатлён в интерьере его кабинета. Необходимы доверительные интонации, камерная манера исполнения, а следовательно, средний резонанс. 
Далее следует необыкновенно интересный эпизод, который потребует от нас прямо-таки виртуозной техники резонансного пения:  

 
И в древних рамах оживают лица
Резонанс – средний
 
Послушные волшебному перу,

средний – глубоий

 
И с узником бежит он из темницы
И королём пирует на пиру
глубокий
глубокий – высокий

Эта творческая задача определённо стоит того, чтобы быть воплощённой. Представьте, нам необходимо из плоскости портретного холста перейти в пространство Истории, затем ощутить себя беглецом из неприступной темницы (пусть это будет ночной побег – представив его, мы сможем лучше передать бесприютную глубину холодной средневековой ночи) и, наконец, бесшабашно гульнуть на дворцовой пирушке: быть может, сдвинуть чаши с самим королём, а то и хлопнуть его по плечу. И всё это за три – четыре мгновения: такова цена музыкального времени!

Автор бесконечно благодарен Вадиму Левину и Сергею Никитину за эту балладу. Почти все его ученики, которые исполняли и даже слушали её, потом прочитали "Айвенго", "Роб Роя", "Квентина Дорварда", баллады о Робине Гуде... 
Быть может, рыцарские времена не так уж и безвозвратно утеряны?

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ