Итак, мы продолжаем развивать свои умения в отображении сложных метроритмических рисунков с использованием оригинальной системы нотации, разработанной специально для тех, кто никогда не видел нот. Параллельно с освоением этой системы мы получаем представление о простых дробях и операциях с ними на таком абстрактном материале, как музыка. Пусть даже для исключительно ударно-шумовых инструментов. А "пять на четыре", один такт которого растянулся на всю ширину страницы, всё же выглядит довольно симметрично. В этой симметрии подсказка и залог того, что и с этим упражнением мы успешно справимся: Следующие упражнения посвящены решению двух серьёзных задач: Первое упражнение из этой серии покажется ободряюще лёгким, однако смысл его не так прост, как это выглядит на первый взгляд. Мы можем на некоторое время отставить в сторону так называемые специальные ударные и просто похлопать в ладоши. Перед нами четыре такта, в каждом из которых две доли. По условию нашей творческой задачи первая доля каждого такта содержит... Как видите, ничего она не содержит; в музыке эта запланированная пустота называется паузой. Зато на вторую долю приходится удар: именно так, "крестиком", он обозначается в нотах. И это не просто удар, а удар с акцентом, как если бы вторая доля была сильной. Отображая этот рисунок, мы должны распрощаться с европейской традицией – хлопать на первую, сильную долю. При отображении трёхдольного синкопированного ритма действия дирижёра меняются: на счёт "раз" – рука идёт вниз, на счёт "два" – горизонтально, в правую сторону (от себя), на счёт "три" – по гиперболе влево вверх – к точке, откуда начиналось движение. В представленной на рисунке метроритмической последовательности единственный удар в первом такте приходится на движение руки дирижёра вверх, во втором – два удара – на движения вправо и вверх, в третьем – на каждое его движение: Двухдольный и трёхдольный размеры наиболее часто встречаются в старинной музыке. Для того чтобы отточить мастерство, недурно было бы продирижировать двухдольной "Дукцией" неизвестного автора, а также трёхдольной "Гальярдой королевы Елизаветы" Джона Дауленда. Для освоения четырёхдольного размера нашему дирижёру потребуется ещё одно движение. Мы должны были догадаться, что первое движение при тактировании, соответствующее традиционному положению сильной доли, всегда направлено вниз, а последнее – всегда вверх. Предпоследнее движение, уже известное нам, благодаря трёхдольному размеру – в правую сторону (от себя). Второе, по-видимому, надо направить влево – в сторону корпуса (к себе). Таким образом, при отображении четырёхдольного ритма дирижёрская палочка выписывает что-то вроде креста: вниз – по гиперболе влево – горизонтально вправо – вверх. А теперь попробуем исполнить следующий метроритмический рисунок: Следует немедленно закрепить навык отображения четырёхдольного размера, продирижировав прекрасной "Испанской паваной" Михаэля Преториуса. Пользуясь подобными таблицами, можно напридумать массу любопытных заданий друг для друга... Но что, скажите на милость, делать дирижёру, если ему встретится пятидольный размер? А семидольный? |
|||||||