Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

«Только ритмы 2»

Отображение и воспроизведение сложных ритмов:
"четыре на три", "пять на четыре" и других –
соло и в ансамбле. Навыки дирижирования (тактирования).

Начинающий учитель (строго). 
В классе должно быть тихо! 
Я хочу услышать, как мухи жужжат!

Ученики (все). 
Ж-ж-ж-ж-ж-ж...

Из школьного фольклора

Итак, мы продолжаем развивать свои умения в отображении сложных метроритмических рисунков с использованием оригинальной системы нотации, разработанной специально для тех, кто никогда не видел нот. Параллельно с освоением этой системы мы получаем представление о простых дробях и операциях с ними на таком абстрактном материале, как музыка. Пусть даже для исключительно ударно-шумовых инструментов. 
Если задания, опубликованные в первом материале серии "Только ритмы", были выполнены, то исполнение рисунка "четыре на три" не покажется слишком сложным: 

Упражнение «четыре на три»

А "пять на четыре", один такт которого растянулся на всю ширину страницы, всё же выглядит довольно симметрично. В этой симметрии подсказка и залог того, что и с этим упражнением мы успешно справимся:

Упражнение «пять на четыре»

Следующие упражнения посвящены решению двух серьёзных задач:
1. Приобретению навыков в отображении синкопированных метроритмических рисунков.
2. Овладению дирижёрской техникой тактирования.

Первое упражнение из этой серии покажется ободряюще лёгким, однако смысл его не так прост, как это выглядит на первый взгляд. Мы можем на некоторое время отставить в сторону так называемые специальные ударные и просто похлопать в ладоши.

Упражнение «двухдольный синкопированный ритм»

Перед нами четыре такта, в каждом из которых две доли. По условию нашей творческой задачи первая доля каждого такта содержит... Как видите, ничего она не содержит; в музыке эта запланированная пустота называется паузой. Зато на вторую долю приходится удар: именно так, "крестиком", он обозначается в нотах. И это не просто удар, а удар с акцентом, как если бы вторая доля была сильной. Отображая этот рисунок, мы должны распрощаться с европейской традицией – хлопать на первую, сильную долю. 
Чем же заняться нашему дирижёру? А вот чем!
Дирижёр выходит на авансцену (разумеется, под аплодисменты), раскланивается, приветствует музыкантов. Затем пожимает руку концертмейстеру – как правило, это ближайший к нему исполнитель слева. Но это ещё не всё!
Сделав строгое лицо, дирижёр вздымает руки вверх, как это показано на рисунке, и всё смолкает. Воцаряется мёртвая тишина. Если это происходит зимой, слышно, как за окном падает снег... Если летом – как звенит о стекло сбившаяся с пути муха.
И вдруг – правая рука дирижёра (с палочкой) после небольшого взмаха падает вниз: "раз" – и ничего не происходит, ведь у нас пауза; тогда рука с палочкой поднимается вверх: "два" – и одновременно звучит хлопок в ладоши. Левая рука отвечает за нюансировку: в её положении, степени раскрытия ладони – указание требуемой громкости звука. Так, ритмичными движениями вниз – вверх, вниз – вверх, отображается двухдольный ритм. Но дирижёр может и ускорить темп, и замедлить его... 
Если обе руки взлетели ввысь и правая к тому же не опустилась, а, выписав закруглённый пируэт, пересекла траекторию левой, значит  всё, пьеса исполнена! Наступила тишина: "ж-ж-ж-ж-ж-ж..."   

При отображении трёхдольного синкопированного ритма действия дирижёра меняются: на счёт "раз" – рука идёт вниз, на счёт "два" – горизонтально, в правую сторону (от себя), на счёт "три" – по гиперболе влево вверх – к точке, откуда начиналось движение. В представленной на рисунке метроритмической последовательности единственный удар в первом такте приходится на движение руки дирижёра вверх, во втором – два удара – на движения вправо и вверх, в третьем – на каждое его движение:  

Упражнение «трёхдольный синкопированный ритм»

Двухдольный и трёхдольный размеры наиболее часто встречаются в старинной музыке. Для того чтобы отточить мастерство, недурно было бы продирижировать двухдольной "Дукцией" неизвестного автора, а также трёхдольной "Гальярдой королевы Елизаветы" Джона Дауленда.
Не забывайте следить за плавностью и, одновременно, убедительностью собственной дирижёрской пластики. Манипуляции с дирижёрской палочкой не вызывают шума, но и не должны сопровождаться смехом. Дирижёр не робот-инопланетянин! Эволюции палочки: вниз – вправо – вверх – желательно соединить изящными лаконичными петлями.
И не стесняйтесь считать вслух: в этом залог развития координации слуха, голосового аппарата и чувства ритма! 

Для освоения четырёхдольного размера нашему дирижёру потребуется ещё одно движение. Мы должны были догадаться, что первое движение при тактировании, соответствующее традиционному положению сильной доли, всегда направлено вниз, а последнее – всегда вверх. Предпоследнее движение, уже известное нам, благодаря трёхдольному размеру – в правую сторону (от себя). Второе, по-видимому, надо направить влево – в сторону корпуса (к себе). Таким образом, при отображении четырёхдольного ритма дирижёрская палочка выписывает что-то вроде креста: вниз – по гиперболе влево – горизонтально вправо – вверх. А теперь попробуем исполнить следующий метроритмический рисунок:

Упражнение «четырёхдольный синкопированный ритм»

Следует немедленно закрепить навык отображения четырёхдольного размера, продирижировав прекрасной "Испанской паваной" Михаэля Преториуса. 

Пользуясь подобными таблицами, можно напридумать массу любопытных заданий друг для друга... Но что, скажите на милость, делать дирижёру, если ему встретится пятидольный размер? А семидольный? 
Ничего страшного! Путём сложения известных нам приёмов мы сможем отобразить любой метроритмический рисунок: пятидольный, например, путём объединения трёх- и двудольного, семидольный – путём объединения четырёх- и трёхдольного и т.д. и т.п.
Впрочем, если музыка должна быть исполнена в очень быстром темпе, тактирование происходит как при отображении двухдольного ритма: движение вниз соответствует первой доле каждого такта.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ