Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Начала свинга. Его место и смысл в детской песне

на музыкально-поэтическом материале песни Сергея Никитина "Большой секрет для маленькой компании" на стихи Юнны Мориц

Я могу научить молодых музыкантов свингу!
И учу! Правда, не знаю как...

Игорь Бриль

Свинг – музыкальная метафора свободы  считается чуть ли не самым таинственным музыкальным явлением и умением. Способность к свингу, полагают многие, невозможно развить, ибо это генетическое свойство. Много лет назад известнейший джазовый композитор, пианист, педагог Игорь Бриль сказал: "Я могу научить молодых музыкантов свингу! И учу! Правда, не знаю как...". В то же время свинг бытует в академическом музыкальном искусстве со времён барокко, наиболее ярко проявляясь в сочинениях Иоганна Себастьяна Баха. За это многие джазовые музыканты считают Баха "своим".   
В работе с песенкой "Большой секрет для маленькой компании" мы подойдём к свингу, как и к другим уже освоенным нами приёмам, через поэтическое содержание и... его понимание.
Возьмём, к примеру, первую строку первой же строфы: "Не секрет, что друзья не растут в огороде...". Надо необыкновенно убедительно передать, что действительно  не растут (не морковь!), совсем слегка растянув слово "растут", за счёт едва-едва акцентируемого ударения на ударное же "у". Даже минимизировав это удлинение, мы всё равно выкатимся из ритма и метра строки – чуть-чуть, самую малость, но выкатимся. Вот тут-то надобно не испугаться, а спокойно себе сказать: "Ничего, что где-то отстали. Будет случай – где-нибудь и догоним!". И действительно, сразу же и начнём догонять, не слишком даже стараясь. Пауза между первой и второй фразами будет почти "съедена", однако понимание, что "если друзей растерял, то новые быстро не вырастут", – останется. 
Теперь каждый участник ансамбля может попытаться исполнить две первые строчки – сначала ритмично, а затем – с элементами свинга. Уверяю, вам понравится! Следующая задача – осуществить всё это совместно, соразмеряя свою свободу со свободой партнёра, иначе говоря, прислушиваясь друг к другу и объединяя свои позиции. Это самое сложное в овладении искусством свинга, но, если речь идёт ни много ни мало о свободе, нам есть к чему стремиться.
Во второй строфе нам встретятся трудности совсем иного порядка:

Не секрет, что друзья – это честь и отвага.
Это верность, отвага и честь.
А отвага и честь – это рыцарь и шпага...

Прекрасные, мужественные слова! Которые очень потеряют оттого, что их озвучивает "хор зайчиков". Посему почти все слова в этой строфе исполняются с опорой на диафрагму (т.н. "глубокий" или "низкий" резонанс). И ещё: дважды повторяющееся слово "честь"... Обыкновенно при вокализации все "с" и "ть" смягчаются и укорачиваются, иначе вместо звона дамасской стали будет слышаться (и это в лучшем случае!) ... кровельная жесть. Здесь это необходимо сделать по-настоящему вместе: нам действительно нужна сталь, а не жесть, и даже не железо!
Припев в этой песне исполняется три раза. И два раза мы исполним его ровнёхонько, без нюансов. Зато в третий раз мы вспомним всё, что знаем об имитации и резонансе, а кроме того, вооружимся необыкновенно мощным приёмом, который в нотах отображается вот так: "sub p" – subito piano (внезапно тихо)

  Под грустное мычание,     Резонанс – глубокий
  Под бодрое рычание   высокий
  Под дружеское ржание   высокий + vibrato
  Рождается на свет   средний
  Большой секрет   глубокий – средний
sub p     Для маленькой,   средний
  Для маленькой такой компании    
  Для скромной такой компании,   средний – глубокий
mf Огромный такой секрет!    

Словечко "vibrato" символизирует нашу попытку имитировать беззлобное "дружеское ржание", а переход от внезапного тихого пения про маленькую и скромную компанию к mezzo forte, да ещё на глубоком резонансе, – колоссальную значимость нашего "огромного секрета".
Второй эпизод, настоятельно взывающий к использованию техники свинга, находится в третьей строфе:

Не секрет, что друзья в облака обожают
Уноситься на крыльях и без.
Но бросаются к нам, если нас" обижают,
К нам на помощь бросаются
даже с небес.

Прежде всего договоримся, что слова "друзья в облака обожают уноситься на крыльях..." мы споём на энергичном (но в меру, в меру!) выдохе, что сразу создаст эффект совместного "вознесения" и у исполнителей, и, что ещё более существенно, у слушателей. Как только вы возьмёте необходимую меру воздуха, вы немедленно очутитесь в небесах, и свинг – сиречь свобода –  окончательно завладеет ансамблем. Но это ещё не всё! В строчке "Но бросаются к нам, если нас обижают..." необходим короткий и лёгкий вздох перед словом "обижают". Совсем короткий и очень лёгкий, но ощутимый – как горькая память давних обид или как извечная мечта о справедливости и жажда взаимопонимания.
И свинг позволяет уместить всё это в один лёгкий, короткий вздох?
Похоже, что да. И мы вновь прикасаемся к чуду! И почти счастливы без всяких внешних причин. И что удивительно: участники совместной работы над этой пьесой часто становятся друзьями, подчас на многие годы...

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ