Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Дину Липатти

19.3.1917, Бухарест–2.12.1950, Женева, румынский пианист

Его имя давно стало достоянием истории: со дня смерти артиста прошло более полувека.  За это время на концертных эстрадах мира взошло и закатилось множество звезд, выросло несколько поколений выдающихся пианистов, утвердились новые тенденции в исполнительском искусстве – те, что принято именовать "современным исполнительским стилем".  Немногочисленные записи Дину Липатти – в техническом отношении – можно считать устаревшими; уже изобретённый к тому времени магнитофон почти не использовался в музыкальных студиях, считаясь достоянием военных... А это означает, что так называемый ремастеринг наследия пианиста почти невозможен и мы всегда будем слышать его исполнение в сопровождении неизбежного поскрипывания и потрескивания, как на старых граммофонных пластинках.  
Но слушатель, который отнесётся к записям Липатти с должным вниманием, будет щедро вознаграждён. Ни шорох, ни треск "музейной" фонограммы не в состоянии затенить обаяние и свежесть  этого исполнения. Оно оказалось неподвластным моде и, более того, не только продолжает волновать слушателей, но и воздействует на новые поколения пианистов. Его записи переиздаются вновь и вновь, раскупаются мгновенно. Происходит все это не потому, что безжалостная болезнь существенно раньше времени унесла от нас это блестящее дарование. Причины ещё глубже – в самой сути его нестареющего искусства, в глубокой правдивости чувства, словно очищенного от всего внешнего, преходящего, умножающего силу воздействия таланта музыканта и на этом временном расстоянии.

Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, op. 27 № 2
слушать остановить

Липатти не был вундеркиндом в общепринятом понимании этого слова и сравнительно поздно начал широкую концертную деятельность. Он рос и развивался в музыкальной атмосфере: бабушка и мать были отличными пианистками, отец – страстным любителем игры на скрипке. Не удивительно, что будущий музыкант, еще не зная азбуки, свободно импровизировал на фортепьяно. Двое из выдающихся современников юного пианиста – Джорже Энеску и Альфред Корто – отметили необычное дарование и уже не оставляли Липатти своим вниманием. В 15-летнем возрасте Липатти окончил с отличием Бухарестскую консерваторию, а вскоре удостоился премии имени Энеску за свое первое большое произведение – симфонические картины "Шетрари". Тогда же музыкант решился принять участие в Международном конкурсе пианистов в Вене, одном из самых «массовых» по числу участников в истории конкурсов: в австрийскую столицу съехалось тогда около 250 артистов. Липатти оказался вторым, но многие члены жюри называли его подлинным победителем. Альфред Корто даже вышел из состава жюри в знак протеста. По приглашению Корто Липатти отправился в Париж, где продолжил своё музыкальное образование. 
Он совершенствовался в искусстве фортепьянной игры у Корто и Нади Буланже, брал уроки дирижирования у Шарля Мюнша, композиции – у Игоря Стравинского и Поля Дюка.
Парадоксально, но виртуозность Липатти не оставляет впечатления виртуозности. Технические трудности преодолевались музыкантом с таким "запасом", что наисложнейшие пассажи до сих пор не производят ощущения "ручной работы". Это удивительно, но совершенно справедливо: глубокое проникновение в авторский замысел – работа отнюдь не ручная. И всё же техника Липатти, волшебным образом нисколько не отстающая от мысли, – предмет восхищения многих прославленных виртуозов.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ