Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Классика и классицизм

Что такое «классик», «классика», «классицизм»?
Что изобрёл Гайдн? О новых и старых жанрах...

В каком настроении человек, такая и музыка...
И всё же, чтобы музыка была красивой,
нужно много и долго учиться.
Конечно, если ты не Моцарт.

                              Из детских сочинений на тему
            "Здравствуй, Музыка! Здравствуй, Песня!"

Создание нового направления в искусстве, рождение нового жанра – это всегда "веха". Но для того чтобы почувствовать это, необходимы либо глубокая интуиция (опирающаяся, впрочем, на эрудицию), либо серьёзная "дистанция", иначе говоря, время. Время и судьба расставляют подобные вехи весьма неравномерно. Известны эпохи, когда плотность событий достигала минимальных значений. При желании для этого можно найти объяснения. В то же время случается, что биография одного единственного человека богата таким количеством значительных событий, что с избытком хватило бы на целую эпоху. И этому, как чуду, нет никаких объяснений. Кроме тех своеобразных отношений, которые складываются между гением и временем – настоящим, прошедшим и будущим.
Австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809) был таким редким человеком.
Именно с его творчества начинается отсчёт эпохи классицизма в музыкальной культуре. Но заслуга Гайдна не только в этом. Скромный сын каретника и кухарки, фактически деревенский самоучка, он создал венскую классическую школу, к которой примкнули два самых одарённых "буяна" своего времени – уроженец Зальцбурга (Австрия) Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) и уроженец Бонна (Германия) Людвиг Ван Бетховен (1770–1827).
Можно ли оценить сегодня, чем же Гайдн и его искусство были так привлекательны для выдающихся современников и потомков. Пожалуй, да. Интенсивность поиска, колоссальный объём творческого наследия выдают в композиторе фигуру страстную, яркую, чувственную... Но характер этого творчества, его взвешенность, структурность говорят о недюжинном уме, о душевном благородстве, способных обуздать страсти немыслимой силы и направить их энергию на творчество, созидание.
Сами по себе понятия "классик", "классика", "классицизм" весьма неоднозначны. Под ними часто подразумевают:

• высокий пример для подражания;
• эпоху в истории культуры в пределах второй половины XVIII – первой четверти XIX века;
• стиль, для которого характерны уравновешенность и завершённость;
• тенденции (стремления) в создании художественного произведения следовать классической форме.

Случается, что наставники внушают своим ученикам, когда и как следует выполнять установленные ранее правила, а в какой степени можно подчинить себя веяниям моды. Гайдн шёл другим путём. Он искал и соединял в своём искусстве все достижения предшествующих эпох, одухотворяя силой собственного интеллекта и темперамента то, что в своё время не было востребовано современниками, но что энергично вызывали к жизни век Просвещения и эпоха классицизма.
Одним из самых драгоценных даров, что вручил Гайдн Моцарту и Бетховену, была музыка Иоганна Себастьяна Баха, к тому времени основательно забытая. Для подлинного мастера это была школа высшего мастерства. Но не только мастерства. Бетховен впоследствии говорил о сочинениях Баха: "Это моя Библия".
Но было и нечто новое – те особенные классический стиль, форма и жанры, владение которыми уже около двухсот лет считается признаком хорошего образования и творческой состоятельности.
Совершенствуя новые стиль и форму, Гайдн начал с экспериментов в области довольно компактного, удобного для этих целей жанра – клавирной сонаты.
Ключевыми для раскрытия секретов классицизма являются понятие и представление о сонатной форме или сонатном аллегро. Вспомните, слушая музыку барокко, мы обнаружили, что в основе лежит одна единственная мелодия. Её называют темой. Эта тема по мере звучания музыки изменяется, развивается, разветвляется (словно причудливое растение, что прорастает из одного единственного зёрнышка) и в конце концов возвращается к себе самой. Таким образом, инструментальное произведение эпохи барокко в известном смысле – "театр одного актёра". В произведении эпохи классицизма "действующих лиц" больше. В первой, главной части классического произведения (чаще всего в темпе аллегро), а иногда и в финале (аллегро или престо), две темы, или, как их ещё называют, партии, – главная и побочная. Они отличаются друг от друга ритмически, динамически, интонационно (а термин интонация, применительно к музыкальному искусству, объединяет сразу три понятия – представление о чистоте звучания, о его выразительности, о характере мелодии). Итак, они контрастны и по характеру. Если главная партия представлена уверенной, энергичной темой, то побочная противопоставляет ей лирическое настроение. Иногда между главной и побочной партией возникает третья партия – связующая, объединяющая в себе элементы музыки и характеры главной и побочной партий. Так завязывается конфликт – основа драмы. А уж какая драма будет разыграна перед нами – лирическая или драма мировоззрения, – решает автор.
Вот так вкратце можно изложить содержание "изобретения" Йозефа Гайдна. "Изобретения", популярного по сей день.
В своё время Антонио Вивальди сделал три части кончерто-гроссо контрастными в метроритмическом отношении, чтобы разнообразить музыку, облегчить её восприятие. В творчестве И. С. Баха получила развитие форма трёхчастной итальянской арии da capo. Задача была та же: разнообразить впечатления, добиться большего взаимопонимания между автором, музыкантами и слушателями и по возможности без потерь выразить всю гамму идей, мыслей, чувств, что вдохновляли самого творца.
Классический стиль – ещё один шаг в этом направлении и к тому же попытка привнести в музыкальный язык элементы драматургии и диалектики. Столь серьёзный подход Гайдна и венских классиков к вопросам формы наводит на размышления о том, какие же серьёзные требования предъявлялись ими к содержанию. Ведь подобная структура творчества не приемлет эмоциональной бедности, нравственного безразличия, интеллектуальной скованности. Получается, что классический стиль хорош лишь для тех, кто наделён щедрым сердцем, острым умом и твёрдым Духом?! С другой стороны, без всего этого что, собственно, можно сделать в искусстве? А в жизни? И нужно ли?
Обратили ли вы внимание на глагол сделать? Страсть... к творчеству, стремление к совершенству и самосовершенствованию, способность художественными средствами выразить и воплотить нацеленность на поступки, свершения (а не приобретения) – вот в чём оказывается самый большой секрет "изобретения" Йозефа Гайдна.
Под стать "секрету" и жанры, созданные эпохой классицизма.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ