Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Из истории жанров.
Искусство камерного ансамбля

Больше всего мне понравился тот урок,
во время которого мы слушали
и разбирали
струнные квартеты...
Побольше бы таких уроков!

                                    Из детских сочинений на тему
                                    "Здравствуй, Музыка! Здравствуй, Песня!"

 

 

Прекрасным поводом для первого знакомства с искусством камерного ансамбля является сочинение Франца Шуберта: "Forellenquintett" (квинтет "Форель" ля мажор для фортепьяно, скрипки, альта, виолончели и контрабаса). Специалисты утверждают, что это сочинение "открывает вереницу шедевров зрелого камерного творчества композитора".
На самом деле квинтет "появился на свет" в 1819 году, всего на 21 год позже своего создателя. Достаточно трудно говорить о раннем и зрелом периодах творчества Шуберта, ибо уже в 1928 году – через десятилетие – творца не стало.
Своим "зоологическим" (или ихтиологическим?) названием произведение обязано песне Шуберта "Форель". Она была фантастически популярна, и любовь к этой музыкальной шутке не ослабевает и в наши дни. Сюжет песенки прост. Юноша-поэт любуется игрой молодых форелей, серебряные спинки которых мелькают в прозрачных струях ручья. На берег выходит рыбак и, плотоядно усмехаясь, закидывает леску с крючком и наживкой. Но умная, сметливая форель примечает обман и не стремится сделаться добычей рыбака. Тот мутит воду в ручье, и вот, о горе!, серебристая спинка мелькнула  и форель в руках рыбака: "...ее он взял с улыбкой, я волю дал слезам". Гармония мира нарушена. Наш лирический герой безутешен! Наивно? Да! Но кто сказал, что это всерьез? Быть может, Шуберт пародирует собственную утонченность, а может, это скромно и без претензий прорывается к свету росток пантеистического мировосприятия, захватившего передовые умы Европы в XIX веке.
Как бы там ни было, друзья уговорили Шуберта продлить жизнь этой песенки в другом сочинении, чисто инструментальном . Что тот и исполнил. Четвертая часть пятичастного квинтета ля мажор – вариации на тему песни "Форель".
Состав инструментального ансамбля своеобразен – скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепьяно. Со свойственным ему юмором Шуберт наделяет партии инструментов, интересующей нас четвёртой части квинтета, характерами персонажей "истории о бедной рыбке". Рассказав об истории и замысле сочинения, можно предложить слушателям самостоятельно "распределить роли" между четырьмя инструментами (не считая альта) и проверить каждое решение, слушая музыку. В результате действующие лица и исполнители распределяются следующим образом:

Поэт
что традиционно для исполнения партии героя в классико-романтической музыке
Рыбак
самоуверен, бесцеремонен, соответствует образу даже внешне
Форель
легкий, серебристый звук инструмента буквально парит над ансамблем
Ручеёк
уже И. С. Бах для изображения струящейся воды традиционно использовал звучание клавесина

В музыке этой эпохи альт (смычковый инструмент со средним голосом) ещё играет вспомогательную роль. Позднее, благодаря вмешательству Николо Паганини, он выйдет на передовые рубежи романтических исканий. В качестве формы четвёртой части квинтета автор остановил свой выбор на теме и вариациях.
Главное "действующее лицо" каждой из вариаций проявляет себя в теме главной партии (мелодии песни), в характерном для себя регистре, в соответствующих штрихах.
А вот ещё один вывод, который непременно будет сделан, как только вы послушаете эту музыку: существует неразрывная связь между художественным замыслом и техническими, стилистическими, выразительными средствами, которые используются автором для воплощения этого замысла в художественном произведении. Этот вывод даёт нам ключ к пониманию любой музыки, как, впрочем, любого другого произведения искусства. Если, конечно, мы имеем дело с Искусством.
Попробуем обнаружить эту связь при помощи таблицы, которую слушатели могут заполнить самостоятельно, три раза прослушав и обсудив музыку вариаций (четвёртой части квинтета): сначала первый столбец, затем второй и только потом – третий. Итак,

«Forellenquintett», IV часть. Тема и вариации на тему песни «Форель»

Форма (раздел)
Сюжет
Технические и выразительные средства
Тема –
Andantino
ПрослушатьСтоп
В природе царят гармония, красота и покой.
Лирический герой наслаждается единением с природой...
Тема звучит в верхнем голосе у скрипки;
аккомпанирующее звучание ансамбля уравновешенно
Вариация 1
(тема у фортепьяно)
ПрослушатьСтоп
Приветливо журчит ручеек, мелькают серебристые спинки форели; юноша-поэт отдыхает душой, наблюдая эту игру
«Дружные» и очень характерные контрапункты скрипки и виолончели не затеняют, а лишь гармонично оттеняют тему
Вариация 2(тема у виолончели)
ПрослушатьСтоп
Герой умиротворенно отдыхает на берегу ручья, а форель довольно изобретательно развлекает его, совершенно выпрыгивая из воды
Игривый контрапункт скрипки и оберегающий голос фортепьяно оттеняют спокойное звучание темы главной партии
Вариация 3(тема у контрабаса)
ПрослушатьСтоп
Со всей бесцеремонностью “хозяина” появляется рыбак.
Юноша раздосадован его появлением. Ручей взволнован, а форель вовсе исчезает – уходит на глубину
Гокетное – "вприпрыжку" звучание гл. партии, короткие и острые (недовольные) реплики виолончели, тревожные арпеджио фортепьяно, скрипка смолкает

Вариация 4 tutti

ПрослушатьСтоп
Рыбак мутит воду в ручье, мечется испуганная форель; 
"мир рушится" на глазах у поэта и...
Прозрачность партии фортепьяно сменяется громовыми аккордами, перемежающимися с аккордами всего ансамбля
Вариация 5
(тема в миноре  у виолончели)
ПрослушатьСтоп
Вот форель и на крючке, и в руках у рыбака. Страдает, мучается художник, полна томления и грусти его душа...
Партия виолончели развивает тему в миноре, к ней добавляются и отчётливо слышны скорбные хроматизмы
Тема –
Allegretto
ПрослушатьСтоп
Оказалось – пойманная рыбка была не последней, и вот – гармония восстановлена.
Надолго ли?
Тема звучит попеременно в партиях скрипки и виолончели, а затем в унисон, под убаюкивающее покачивание партии фортепьяно. 
 

Основа наших новых отношений с камерной музыкой заложена! Но рано или поздно наступит время и для знакомства с классикой жанра...  

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ