|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Из истории жанров.
|
Поэт
|
что традиционно для исполнения партии героя в классико-романтической музыке
|
|
Рыбак
|
самоуверен, бесцеремонен, соответствует образу даже внешне
|
|
Форель
|
(скрипка)
|
легкий, серебристый звук инструмента буквально парит над ансамблем
|
Ручеёк
|
уже И. С. Бах для изображения струящейся воды традиционно использовал звучание клавесина
|
«Forellenquintett», IV часть. Тема и вариации на тему песни «Форель»
Форма (раздел)
|
Сюжет
|
Технические и выразительные средства
|
|
Тема –
Andantino
|
В природе царят гармония, красота и покой.
Лирический герой наслаждается единением с природой...
|
Тема звучит в верхнем голосе у скрипки;
аккомпанирующее звучание ансамбля уравновешенно
|
|
Вариация 1
(тема у фортепьяно)
|
Приветливо журчит ручеек, мелькают серебристые спинки форели; юноша-поэт отдыхает душой, наблюдая эту игру
|
«Дружные» и очень характерные контрапункты скрипки и виолончели не затеняют, а лишь гармонично оттеняют тему
|
|
Вариация 2(тема у виолончели)
|
Герой умиротворенно отдыхает на берегу ручья, а форель довольно изобретательно развлекает его, совершенно выпрыгивая из воды
|
Игривый контрапункт скрипки и оберегающий голос фортепьяно оттеняют спокойное звучание темы главной партии
|
|
Вариация 3(тема у контрабаса)
|
Со всей бесцеремонностью “хозяина” появляется рыбак.
Юноша раздосадован его появлением. Ручей взволнован, а форель вовсе исчезает – уходит на глубину
|
||
Вариация 4 tutti |
Рыбак мутит воду в ручье, мечется испуганная форель;
"мир рушится" на глазах у поэта и... |
Прозрачность партии фортепьяно сменяется громовыми аккордами, перемежающимися с аккордами всего ансамбля
|
|
Вариация 5
(тема в миноре у виолончели)
|
Вот форель и на крючке, и в руках у рыбака. Страдает, мучается художник, полна томления и грусти его душа...
|
Партия виолончели развивает тему в миноре, к ней добавляются и отчётливо слышны скорбные хроматизмы
|
|
Тема –
Allegretto
|
Оказалось – пойманная рыбка была не последней, и вот – гармония восстановлена.
Надолго ли?
|
Тема звучит попеременно в партиях скрипки и виолончели, а затем в унисон, под убаюкивающее покачивание партии фортепьяно.
|
Основа наших новых отношений с камерной музыкой заложена! Но рано или поздно наступит время и для знакомства с классикой жанра...
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |