Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

С древнейших времен

Сколько лет музыке, живописи? Искусство и Время. Знакомство с древнейшими рисунками (наскальная живопись), памятниками архитектуры и науки, древнейшими музыкальными инструментами.

Если поинтересоваться у кого бы то ни было – от обычного школьника до специалиста, – как, собственно, возникли музыка и другие искусства, следует незамедлительный ответ: "Изобразительное искусство – из наскальной живописи, а музыка – из ритуалов и фольклора". Стоп! А как же возникли наскальная живопись, ритуалы и фольклор? И что такое фольклор?
Быть может, всё началось с того, что на племенной стоянке первобытного человека после удачной охоты устраивалось импровизированное представление "на тему дня"? Кто-то изображал добычу или врага, кто-то – характер успешных действий, кто-то воздавал должное героям, пожертвовавшим здоровьем или самой жизнью ради общего дела, а кто-то имитировал повадки зверей, их рёв и сигналы, которыми обменивались охотники.
И в наше время охотники и рыболовы любят порассказать о своих удачах и неудачах, а порою и прихвастнуть – хотя бы самую малость. К тому же, надо как-то передавать мастерство и опыт подрастающему поколению. Отсюда, скорее всего, и произрастают такие понятия, как образование с одной стороны и ритуал – с другой. Создатели первых ритуалов, по-видимому, хорошо представляли себе, как упругий, настойчивый и однообразный ритм подчиняет сознание, внимание, волю; завораживает!
В наших занятиях по творческой практике мы станем свидетелями, каким образом из простого чередования звуков разной длительности возникает фактически новый язык… Но такой ли уж новый? Похоже, ему не один десяток тысяч лет. Говорят, однако, что этим языком и по сей день пользуются аборигены Центральной Африки, передавая дружественным племенам и соплеменникам самые важные сведения. При помощи своеобразной эстафеты эта информация всего за несколько часов, учитывая ограничение в скорости распространения звука, может облететь весь континент. Сегодня такой способ сообщения выглядит устаревшим, но до изобретения современных средств связи человечество не смогло бы без него выжить. В схватке древнего племени со стадом хищных зверей, в военных действиях возникала нужда в специальных инструментах, позволяющих обмениваться звуковой информацией, то есть метроритмическими сигналами. И это задолго до того, как возникли разнообразные ритуалы.
Существует ли другая точка зрения? Ещё бы! Человек, утверждают её поборники, всегда стремился к прекрасному! С момента его появления на планете (а это около двух миллионов лет тому назад!). И всё свободное время посвящал созданию произведений художественной культуры: расписывал скалы, конструировал музыкальные инструменты, украшал орудия…
Полноте! Было ли у древнего человека свободное время? Нет, ведь перед ним стояло немало острейших вопросов! Как выжить? Как уберечь потомство? Как научить детей самостоятельно охотиться, добывать пищу, защищать племя? Как договориться с соседями о совместных действиях на охоте, в войне?
Древнейшие из известных наскальных изображений созданы человеком палеолита. Стоит внимательно вглядеться в эти сюжеты, как они "заговорят" с нами об охоте, рыбалке, о войне, о дальней дороге. Существует и "деловая" наскальная живопись – изображения, посвящённые расчётам между соседями, участниками удачной охоты. Эти изображения выполнялись в различной технике: рельефной (выцарапывались или выбивались при помощи каменных или кремниевых орудий), графической (одноцветные рисунки наносились на скалу с использованием древесного или каменного угля), цветной (в качестве основы для приготовления красок использовались природные материалы – минералы, соки растений). Для создания такого рода документов требовалось немало времени, терпения и… мастерства.
Справедливости ради следует отметить, что каждый из древнейших памятников архитектуры, время существования которых свыше 4000 лет, также является хранилищем знаний, опыта, представлений о природе, о космосе.
Древнейшие музыкальные инструменты – ровесники наскальных изображений. Для их создания использовались те же средства и материалы, которые шли на создание укрытий, жилищ, одежды.
А фольклор – устное народное творчество? Для возникновения фольклора были необходимы и речь, и какие-то инструменты, не так ли?
А ведь в то время когда люди только-только учились говорить и понимать друг друга, они уже с успехом использовали метроритмические сигналы как средства коммуникации (связи) и… внушения. Этот язык формировался постепенно, параллельно с формированием речи. Навыки метроритмического общения передавались из поколения в поколение до тех пор, пока человечество не овладело речью, письменностью и… нотной записью.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ