Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Скрипичное семейство – смычковые (String)

Виолончель (Violoncello)

На заре своей музыкальной юности (примерно в первой-второй четверти XVI века) виолончель весьма энергично меняла свой облик, габариты и конструкцию. Стандартные размеры для этого инструмента установил Страдивари в начале XVIII века.
В эпоху барокко виолончель играла роль аккомпанирующего инструмента и даже «Шесть сюит для виолончели соло» И. С. Баха (1720) не сумели преодолеть эту традицию.
После Баха крупные композиторы не писали для солирующей виолончели до начала XX века.
В XVIII веке стали появляться виолончелисты-виртуозы, крупнейшим из которых был Луиджи Боккерини (1743-1805) – автор концертов и сонат для виолончели, а также многочисленных камерно-инструментальных ансамблей, включающих сложные виолончельные партии. Вершины виолончельной литературы XVIII века – два сохранившихся концерта Гайдна.
В эпоху романтизма виолончель удостоилась чести олицетворять в программной музыке героическое мужское начало. Её взволнованный голос проникновенно зазвучал в произведениях Шуберта, Шумана, Мендельсона, Шопена, Брамса, Рихарда Штрауса.
Взлет популярности виолончели во 2-й половине XX века во многом связан с творчеством Мстислава Ростроповича, для которого писали выдающиеся композиторы разных поколений, в числе которых Прокофьев, Шостакович, Бриттен и многие другие.

Виолончель соло (Бах. Сюита № 1 BWV 1007 - Prelude)
слушать остановить
Звучание с оркестром (Й. Гайдн. Концерт до мажор. 3. Allegro molto, фрагмент)
слушать остановить
Звучание в ансамбле (Ф. Шуберт, Квинтет «Форель»)
слушать остановить

При игре виолончель держат между коленей. Регулируемый по высоте шпиль для упора инструмента в пол был известен уже в XVIII веке, однако всеобщее признание получил только в конце XIX-го.
Один из очевидцев как-то рассказывал историю, произошедшую перед концертом в Большом зале Московской консерватории. Два прославленных солиста – Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович – готовились к выходу на сцену. Ойстрах был по обыкновению взволнован, Ростропович, как всегда, весел и подшучивал над старшим товарищем:
– А, знаешь ли ты, Давид, чем всё-таки скрипка отличается от виолончели?
– Вечно ты с какими-то глупостями, Слава, и в такой момент! – так или примерно так отвечал Давид Фёдорович и, досадуя на несерьёзного молодого коллегу, добавил:
– Ну не знаю!
– Виолончель дольше горит, – отвечал довольный Ростропович.

Виолончель, действительно, более чем в два раза крупнее скрипки. Главные параметры инструмента приблизительно следующие: общая длина – 120 сантиметров; длина корпуса около 75 сантиметров; толщина корпуса около 11 сантиметров. Подставка выглядит гораздо более мощной, чем у скрипки или альта, её высота – 9 сантиметров.
Ноты для виолончели записываются чаще всего в басовом ключе. Диапазон виолончели составляет 3,5 октавы, как у скрипки и альта, но смещён ещё ниже. Строй – квинтовый, струны настраиваются на октаву ниже соответствующих струн альта – ля, ре, соль, до.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ