Скрипка – общепризнанная королева оркестра и один из самых «музыкальных» музыкальных инструментов.
Древнейшие представители семейства смычковых известны с X века. Они возникли в Китае и быстро распространились на Средний и Ближний Восток, Южную Азию и Северную Африку, откуда проникли в Испанию и, наконец, в Италию.
В XI веке подобный инструмент был запечатлён на одной из фресок собора Святой Софии в Киеве.
В современном своём обличии четырёхструнная скрипка с длиной корпуса около 36 сантиметров (14 дюймов) утвердилась лишь в XVI-XVII веках.
Многие смычковые инструменты, созданные итальянскими мастерами и целыми семействами выдающихся мастеров Кремоны, Брешии, Венеции и другими, сохранились до наших дней. Мало того, они по сей день звучат в руках солистов и музыкантов оркестров, ансамблей. А имена знаменитых мастеров прошлого Амати, Гварнери, Страдивари, Руджери, Маджини овеяны легендами. На долю мастеров XVIII-XIX веков, таких, как французский мастер Жан Батист Вильом (1798–1875) и других, выпала нелёгкая задача – «дотянуться» до этого великолепного уровня, раскрыть секреты старинных мастеров. Частенько они выполняли прямое копирование итальянских инструментов, но так и не получили поистине волшебного «итальянского звука». Что же касается секретов, то многие так и остались нераскрытыми. Например, знаменитый лак, который применяли на окончательной стадии отделки инструмента итальянские мастера кремонской школы. Ведь он не застыл окончательно и по сей день. Прижми его пальцем – образуется вмятина, которая спустя некоторое время «затечёт» – выровняется сама собой. Отсюда и мягкий, пластичный звук, стекающий на нас, словно драгоценное золотистое масло. Вместе с тем скрипка может звучать и чрезвычайно экспрессивно, атакующе.
Скрипка соло (Бах, Соната №1 BWV 1001 - Presto)
Игра на двух и более струнах (Бах, Партита № 1 BWV 1002 - Sarabande)
Скрипка с оркестром (Мендельсон-Бартольди, Концерт, op. 64 - III)
Звучание в ансамбле (Ф. Шуберт, Квинтет «Форель»)
Скрипка в джазе (Стефан Граппелли, на тему Дж. Гершвина «Lady Be Good»)
В конструкции смычкового инструмента около сотни деталей. Коснёмся лишь основных. 1. Верхняя дека (в переводе – «крышка») с характерными прорезями в форме буквы «f», так называемыми эфами, изготовленная из ели;
2. Нижняя дека, или «спинка», сделанная чаще всего из двух кленовых половинок с тщательно подобранным зеркальным рисунком;
По контуру верхней и нижней дек выполняется инкрустация несколькими тонкими полосками (от трёх до пяти) из дерева твёрдых пород. Этот элемент называется ус. Почему «ус»? Да потому, что мастера Северной Европы когда-то использовали в качестве вставки настоящий китовый ус. О выдающейся роли этого элемента конструкции будет сказано несколько ниже.
Деки особым образом фрезеруются (вручную – с внутренней стороны), попутно настраиваются по высоте тона – каждая отдельно – и по музыкальному интервалу – между собой.
Мы, тем временем, продолжаем обзор... 3. Кленовые обечайки – боковые элементы корпуса инструмента, определяющие его высоту и объём. 4. Кленовый гриф с накладкой из дерева твёрдых пород (обычно чёрного или красного). Накладка всё-таки стирается под струнами и пальцами музыканта – да так, что невооружённым глазом видны «рытвины» и «ухабы» на её твёрдой блестящей поверхности! В XIX веке под влиянием Николо Паганини мастера стали удлинять гриф скрипки, что расширило диапазон инструмента до трёх октав. Переделке подвергались и инструменты великих мастеров прошлого. 5. Кленовые головка и «завиток», которыми заканчивается гриф. В отверстиях головки крепятся колки для настройки инструмента – они также выполняются из твёрдых пород дерева, а иногда инкрустируются золотом или перламутром. Завиток же всегда служил чем-то вроде фирменного клейма – свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли его скульптурой – резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580–1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток, как привилегированное «свидетельство о рождении». 6.Дужка – невидимая снаружи маленькая круглая ольховая палочка – необыкновенно ответственная деталь, связывающая верхнюю и нижнюю деки. Положение дужки и плотность её контакта с деками очень много значит. Стоит слегка передвинуть её – и звук изменится до неузнаваемости. 7.Подставка – изящная резная деталь из клёна, устанавливаемая на двух лапках на верхней деке (примерно над дужкой) и прижимаемая к ней натяжением струн. Верхний обрез подставки выполняется таким образом, чтобы исполнитель мог играть на каждой из струн отдельно, а при необходимости быстро соединять их звучание в аккорд. Иногда на подставку (между струнами) устанавливается маленькая деревянная, костяная или металлическая «прищепка» – сурдинка. Она препятствует передаче вибрации струн корпусу инструмента, и звук скрипки становится отдалённее и таинственнее. 8.Подгрифок служит для крепления струн, выполняется из чёрного или красного дерева, часто инкрустируется золотом или перламутром. Так тёмные колки находят в архитектуре инструмента своеобразный «эстетический ответ». Уже довольно давно в подгрифок устанавливают миниатюрные машинки, с помощью которых осуществляется тонкая подстройка струн. С помощью жильной или нейлоновой петли подгрифок крепится к т.н. «пуговице», устанавливаемой на обечайке, в нижней части корпуса скрипки.
Необходимо отметить, что в конструкции инструмента вы не найдёте шурупов, болтов, гвоздей и заклёпок. Все соединения – клеевые, а клей, разумеется, почти секретный. 9.Смычок. Стоит взять его в руки – покажется живым существом. Он реагирует на каждое движение, вибрирует, подпрыгивает… Основные его элементы – кленовая трость, пружина, колодка, винт и волос, натягиваемый с помощью винта, по которому и скользит колодка. Волос берут из хвостов белых монгольских лошадей особой породы. Для лучшего контакта ворсинок конского волоса со струнами смычок натирают канифолью, тоже специальной – самой высокой очистки. 10.Струны – своеобразный шедевр технологии. Первая и вторая струны – тонкие и сплошные, изготовленные из специального сплава, иногда позолоченные. Третья и четвёртая струны – витые, с органической волокнистой основой. Натяжение струн передаёт на подставку усилие около 8 килограмм (17 фунтов). Срок службы струн около месяца, а смена каждой или всего аккорда напоминает священное действо, – это тонкий и весьма ответственный момент в жизни инструмента и его хозяина (иногда, впрочем, кажется, что именно инструмент является подлинным хозяином артиста).
Строй современных смычковых называется «квинтовым». Струны скрипки настраиваются на определённую высоту тона: первая ми, вторая ля, третья ре и четвёртая – соль.
Существуют десятки комбинаций способов звукоизвлечения и приёмов игры для смычковых инструментов.
В конце XIX – XX веках к традиционным приёмам звукоизвлечения (артикуляции) – arco – движение смычка по струне; pizzicato – щипком пальца; col legno – ударом древка смычка по струне – добавились пиццикато левой рукой, игра смычком за подставкой, ударом древка смычка по корпусу и другие.
Наиболее часто употребляемые приёмы игры (штрихи): Détaché (деташе) – нота или звук полной длительности, исполняемый с острой атакой, при ведении смычка в любом направлении; Legato (легато) – две или более нот, исполняемые при движении смычка в одном направлении без отрыва от струны; Staccato (стаккато) – нота или несколько нот, исполняемые кратко и остро с отрывом или без отрыва смычка от струны; Spiccato (спиккато) – разновидность стаккато, где отрыв и подпрыгивание смычка на каждой из нот является основой исполнительского приёма; Tremolo (тремоло) – быстрые короткие движения смычком в обоих направлениях (т.н. тремоло смычком), или выполняемое пальцами левой руки без отрыва смычка от струны.
Нельзя не упомянуть и о колористических ресурсах королевы оркестра и других смычковых. Флажолеты скрипки, являясь ярким исполнительским приёмом, расширяют её диапазон на две октавы вверх, что находится в самой непосредственной близости от пределов чувствительности нашего слуха.
Настройка инструмента
Весь диапазон инструмента
Пиццикато (игра щипком – без смычка)
Трудно представить, что известная нам с XVI века скрипка (да и другие смычковые!) создавалась как физическая модель человеческого голоса. Ведь практики так называемого упруго-подобного моделирования, столь необходимого при разработке технических проектов и суперпроектов (плотин, мостов, самолётов, надводных и подводных кораблей) до второй половины XX века не существовало.
И здесь мы оказываемся на территории, где возможны чудеса!
Присмотревшись к конструкции скрипки и заглянув внутрь, мы обнаружим, что два раздела инструмента, как бы перетянутые узкой талией, выполняют роли двух резонаторов человеческого голоса – головы и груди. Искусно прорезанные «эфы» играют роль легких. Подставка между эфами и незаметная дужка под ней – роль гортани, человеческого тембр-блока. Роль голосовых связок играют струны, роль воздуха – смычок. Он заставляет звучать связки (в нашем случае это струны) посредством прикосновения конского волоса, натертого смолой. Все пропорции сохранены.
Если смычок находится рядом с подставкой и резонирует только «гортань» – голос инструмента кажется зажатым, немного ворчливым. Такое звучание именуется понтичелло. Передвинули смычок выше, и тотчас же включилась нижняя часть корпуса. Звук «от диафрагмы» глубокий, грудной, в коротких двойных нотах напоминающий попевки валторн. Ещё чуть выше, примерно на середину струны, – и голос скрипки льётся, словно из глубины вашего сердца. Ещё совсем немного вверх и смычок уже над грифом, а в работе только «голова» (верхняя часть корпуса) и холодноватый звук инструмента, почти лишённый обертонов, с характерным призвуком дыхания удивительным образом напоминает флейту.
А что же ус? Он повышает жёсткость деки по её контуру и исключает из музыкальной работы те части инструмента, которые для этого не предназначены, попутно оберегая клеевое соединение деки с обечайкой от деформации и разрушения.
Для принятия подобных технических решений необходимо, как минимум, современное физико-математическое образование, в крайнем случае – полный курс авиационного института! Чем, кроме чуда, можно объяснить, что к этим же решениям пришли мастера XVI-XVII веков?!
Звук скрипки, конечно же, отличается от человеческого голоса. Но по своим выразительным возможностям этот маленький деревянный инструмент занимает второе место после уникального «инструмента», что дарован человеку природой.