Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Струнные щипковые (Pizzicato String)

Арфа (Harp)

Родословная арфы длится уже более пяти тысяч лет. И это лишь официальная её история, то есть совокупность фактов, подтверждённых документами, рисунками, иными упоминаниями.
Арфа – один из самых красивых инструментов. Похоже, она и задумана была таковой. Взять, к примеру, древнейшую шумерскую арфу-лодку, которая и сегодня встречается в Юго-Восточной Азии под именем Саунг-гаук (Saung-Gauk). 
Существует поверье, что и арфистки как-то необыкновенно хороши собой. И действительно: образ музыкантши, словно прядущей тонкими, музыкальными пальцами свою прозрачную музыкальную пряжу, – одно из увлекательнейших и утончённых зрелищ для современного посетителя концертов. А ведь ещё совсем недавно игра на арфе считалась исконно мужским занятием.
В XVII – XVIII веках арфа ещё оставалась инструментом, предназначенным для сольного исполнительства, театральной и любительской сцены. В числе наиболее значительных событий – театральный дебют арфы в опере Монтеверди «Орфей» (1607) и яркие ансамблевые сочинения, инструментальные концерты К. Ф. Э. Баха и В. А. Моцарта.
Первый случай использования арфы в составе симфонического оркестра – «Фантастическая симфония» Берлиоза (1830). С расцветом романтического стиля и программно-симфонических жанров в XIX веке арфа окончательно укоренилась в больших оркестрах.
Развитые партии для арфы фигурируют во многих партитурах Листа, Вагнера, Сибелиуса, Малера, Р. Штрауса и других авторов.

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Исполнение глиссандо на арфе
слушать остановить
Фрагмент партии (П. Чайковский, «Щелкунчик», Вальс цветов)
слушать остановить
Звучание с оркестром (П. Чайковский, «Щелкунчик», Вальс цветов)
слушать остановить
Звучание с оркестром (К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна)
слушать остановить

В конце XIX – начале XX веков ведущее положение в арфовом исполнительстве занимала французская школа; значительный вклад в расширение репертуара инструмента внесли Сен-Санс, Форе, Дебюсси, Равель. В XX веке благодаря ярким экспериментам композиторов авангарда был значительно расширен арсенал «ударных» эффектов.

Совершенный образ инструмента, полное название которого концертная арфа с педальным механизмом двойного действия, сложился к 1810 году. Именно тогда она была запатентована французским мастером Себастьеном Эраром (1752-1831).
У этого инструмента 47 струн и семь педалей для изменения настройки. Каждая из педалей может занимать два положения (не считая исходного). Отсюда и так называемое «двойное действие». Справедливости ради надо отметить, что европейские мастера и исполнители научили арфу перестраиваться по ходу игры лет за двести до изобретения Эрара. Ему же удалось сделать работу всех механизмов и узлов инструмента сравнительно бесшумной, точной и эффективной.

Возвращаясь в область точных определений, отметим что «арфа» – родовое название щипковых инструментов, струны которых натянуты перпендикулярно резонатору.
По форме современная арфа – это треугольная рама с изогнутой верхней стороной (дугой, или шейкой), на которой располагаются настроечные колки. Две другие стороны рамы – резонатор и колонна, замыкающая всю конструкцию. На ученических инструментах колонна выполняется прочной и вполне функциональной, лишённой излишеств. На концертных арфах она богато декорирована и украшена роскошной короной. Внутри рамы вертикально натянуты струны. На шейке расположены диски педального механизма, связанные с педалями системой рычагов, находящихся в колонне между шейкой и резонатором. Сам педальный механизм вмонтирован в основание резонатора. Число педалей – 7 (по числу ступеней диатонического звукоряда). Нажатие педали уменьшает рабочую длину струн данной ступени во всех октавах. При переходе педали в первое положение струны перестраиваются на полтона вверх, при полном нажатии – на тон вверх.
Исходная настройка арфы – Ces-dur (до-диез мажор). Диапазон инструмента – от C' до g (четыре с половиной октавы). Размер концертного инструмента – около 1,7 метра в высоту. Все верхние струны, начиная от до первой октавы, теперь делаются из нейлона, остальные – из жил, причем одиннадцать самых низких имеют проволочную навивку. Чтобы исполнитель мог легко ориентироваться в таком количестве струн, необвитые струны до окрашиваются в красный цвет, а струны фа – в синий.
Струны, как правило, защипываются восемью пальцами (без участия мизинцев); среди других приемов игры – удары по струнам, бряцание, удары пальцами или ладонью по резонатору. При защипывании струны вблизи резонатора звук приобретает металлический оттенок. При игре на арфе широко используются флажолеты, которые в её исполнении звучат особенно нежно.
Глиссандо – один из характерных приёмов арфовой техники, несмотря на частое злоупотребление им, превращающее глиссандо на арфе в одну из худших музыкальных банальностей. Но по эффективности с этим приёмом мало что сравнится. Ни у одного из инструментов такого глиссандо нет, да и быть не может! Глиссандо исполняется одной или обеими руками и может охватывать весь диапазон инструмента, основываясь как на гамме или аккорде, так и на любом ином принципе последовательности семи тонов звукоряда. В исполнении глиссандо могут использоваться все семь педалей инструмента.
Применительно к ландшафтной и программной музыкальной изобразительности – наряду с клавесином и фортепьяно – арфа великолепна в передаче стихии воды, её прохладных прозрачных струй; свежести, чистоты… ясности мысли и чувства.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ