Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Медные духовые (Brass)

Труба (Trumpet)

Из сюжетов старинной живописи и библейских преданий нам известен образ архангела с непременной трубой. Если бы архангел имел возможность выбора, он, несомненно, воспользовался не натуральной трубой, с которой его обычно изображали, а современным инструментом с так называемой вентильной механикой. С её помощью можно извлечь шесть различных звуков при одном положении губ относительно мундштука. Для того чтобы получить доступ к остальным звукам и возможностям инструмента, от архангела, или исполнителя, всё же потребуется безукоризненная техника или амбушюр.
Инструмент обладает настолько мощным звуком, что, если это зачем-то нужно композитору, с лёгкостью прорезает огромный оркестр с органом и хором в придачу или героически парит над ним, оттеняя самые высокие ступени гармонии.
Но если композитору или артисту потребуется нечто иное, звук трубы может быть приглушённым или довольно тихим, кроме того – чувственным, меланхоличным, искромётным или грустным. Для этой цели могут использоваться сурдины разной формы, либо специальная техника, сочетающая необыкновенно точный амбушюр и распределённое дыхание.
Разумеется, трубачи, как и другие исполнители на медных инструментах, очень заметны в оркестре и на камерной сцене, ведь по чистоте звука медных слушатели достаточно часто судят о качестве работы оркестра. Сколь ни поверхностен этот взгляд, он всё же имеет право на существование.

Фрагмент партии инструмента
слушать остановить
Звучание в оркестре (Дж. Россини, «Вильгельм Телль»)
слушать остановить
Труба в джазовой музыке (Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон)
слушать остановить

Эволюция инструмента не прекращалась в течение 3500 лет. Но облик современной вентильной трубы окончательно сформировался только к XX веку. Нагрузка на медную группу, начиная с произведений Малера, Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, существенно возросла. В XX столетии эта тенденция ещё более утвердилась.
Легендарный американский джазовый музыкант Диззи Гиллеспи (Gillespie), (1917–1993) без преувеличения, был самым что ни на есть «современным архангелом» с современной трубой. Он сумел раскрыть и показать миру такие высоты техники, выразительности и колористики в исполнительстве на этом инструменте, которые находятся за гранью сравнительно недавних представлений о его возможностях.

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Звучание мундштука (без инструмента)
слушать остановить
Трели, с использованием вентильной механики
слушать остановить
Исполнение звуков за пределами диапазона инструмента (супероктава)
слушать остановить
Звучание трубы с сурдинами Straight; Cup; Plunger; Harmon
слушать остановить

Современная оркестровая труба представляет собой дважды свёрнутую трубку длиной свыше 130 сантиметров (длина инструмента – около 46 сантиметров) с узким цилиндрическим каналом и расширением, переходящим в конический раструб; имеет чашеобразный мундштук и три тиля (вентиля).
Наиболее распространённый инструмент – труба in B с уверенным диапазоном: си малой октавы – до третьей октавы (менее трёх октав). Звуки, входящие в обертоновый ряд, извлекаются передуванием и добавляют к указанному диапазону ещё одну октаву.
Вентили, оснащённые пружинным механизмом, позволяют при нажатии открывать доступ воздуха в боковые ответвления (кроны, боковики), увеличивая тем самым длину воздушного столба, что приводит к понижению тона. Боковики имеют различную длину; самый длинный, понижающий звучание на три полутона, управляется третьим вентилем. Этот боковик снабжён специальным механизмом для подстройки.
Существует также специальное настроечное колено и на основной трубке инструмента. Слегка выдвигая и задвигая его, музыкант добивается требуемой точности строя для работы в ансамбле или оркестре. Настроечное колено снабжено небольшим клапаном для вывода конденсата – естественной влаги, попадающей в инструмент с вдуваемым в него воздухом. В паузах оркестровые музыканты энергично избавляются от конденсата; не делай они этого – медная группа непременно «забулькает».
Среди родственных трубе видовых инструментов здесь необходимо отметить басовую трубу с нижним звуком D (ре) – почти на октаву ниже, чем у основного инструмента, которую ввёл в оркестр Рихард Вагнер, и трубу пикколо, которой будет уделено особое внимание.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ