|
|||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() Обертоны![]() Обертоны (от нем. Oberton – «верхний звук»; англ. harmonics). Призвуки (частичные тоны), входящие в спектр музыкального звука (основного тона). Обертоны образуются вследствие того, что вибрирующее тело (струна, воздушный столб и т. п.) колеблется не только как целое, но и как сумма составляющих его частей. Колебание половины вибрирующего тела дает 2-й обертон, трети – 3-й обертон, четверти – 4-й обертон и т. д. Спектр звука, извлекаемого при игре на духовом или струнном инструменте, представляет собой т. н. натуральный, или гармонический, обертоновый ряд, в котором соотношение частот выражается цифрами 1:2:3:4:5 и т. д. Отдельные обертоны трудно уловить слухом, т. к. они сливаются с основным тоном (т. е. тоном, который образуется в результате колебания вибрирующего тела как целого). Вместе с тем соотношение обертонов по высоте и громкости определяет окраску (тембр) музыкального звука. Верхние обертоны придают звуку яркость и блеск (у скрипки и гобоя они выражены более отчетливо, чем у продольной и поперечной флейты). Характерный «полый» тембр кларнета определяется преобладанием нечетных обертонов. На деревянных духовых обертоны извлекаются путем передувания, на струнных – легким касанием соответствующих точек на струнах (см. Флажолеты). При колебании тел неправильной формы – например, колоколов – образуются более сложные ряды призвуков, которые могут заглушить основной тон. |
|||||
![]() |
|||||||
|