Вариации (от лат. variatio – изменение). Музыкальная форма в рамках которой относительно завершённая тема повторяется несколько раз подряд, но при каждом проведении меняет свой облик, сохраняя отчасти первоначальные контуры.
С XVI века в качестве основы вариаций часто использовались темы и гармонические конструкции характерные для тех или иных танцевальных форм. В XVII веке в Северной и Центральной Германии получили распространение формы органных вариаций на хорал.
В творчестве И. С. Баха представлены почти все виды вариационных форм, в том числе вариации на basso ostinato (Пассакалья BWV 582 для органа), Чакона из Партиты № 2 для скрипки, "Гольдберг-вариации" для клавира и многие другие.
Вариационные формы нашли своё место в обширном классико-романтическом наследии, в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта, Шумана, Мендельсона. В конце XIX-начале XX веков жанр испытал новый подъём, связанный с творчеством Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Р. Штрауса.
Среди авторов XX века плодотворно работавших в жанре вариаций необходимо упомянуть Шёнберга, Шостаковича, Хиндемита, Бриттена.