Выйти за пределы своего искусства, соединиться с историей, театром, литературой, живописью, философией… Такие пути новейшей истории музыкальной культуры были предугаданы в конце XIX века. Вместе с тем стилистика творчества целого ряда знаменитых мастеров опирается почти исключительно на фундамент национальной культуры, национальной истории, национального фольклора. В музыкальное искусство проникает впечатляющая, завораживающая экзотика… Когда-то, на заре истории музыки, в эпоху античности, восточный и западный музыкальный стили часто пересекались, объединялись. К примеру, в трудах такого, скажем, крупного теоретика в области математики, акустики и музыки, как Пифагор. Рубеж XIX и XX столетия ознаменован очередным витком такого объединения, а вернее синтеза, породившего сферу художественного творчества и мышления, которую характеризуют выражением: "Восток на Западе". Национальный колорит музыки Бородина, Чайковского и Лядова, завоевавшей внимание европейской публики – это лишь одно из проявлений этого многогранного понятия. Другое проявление – восточная экзотика в сочинениях Римского-Корсакова, которую Жан Кокто шутливо называл "русской ловушкой", ибо в эту ловушку угодила не только публика, но и множество европейских авторов. Однако тема "Восток на Западе" может быть раскрыта совершенно иначе благодаря погружению в творчество блестящих музыкальных мыслителей XIX-XX веков: Малера, Танеева, Рахманинова, – в чьей музыке за объединением разноплемённых ритмических рисунков, мотивов, красок явственно просматривается и синтез идей, и родство общечеловеческих ценностей.