Музыка Софии Губайдулиной, уроженки города Чистополя (Татарстан), позволяет увидеть в ней одного из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. В творчестве, синтезирующем музыкальные традиции Запада и Востока, значительное место отведено и развитию представлений духовно-религиозного порядка. Через веру композитор приходит и к смыслу творчества: "Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как religio – связь между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность – это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки".
Закончив Московскую консерваторию, а затем и аспирантуру при Московской консерватории в 1963 году, Губайдулина избирает судьбу свободного художника. Лейтмотивом ее творческой жизни в этот период становится слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: "Я вам желаю идти вашим "неправильным" путем".
В самые тяжёлые для российского музыкального авангарда годы (конец 60-х – начало 80-х) композитор находит средства к существованию благодаря созданию музыки для кино. На её творческом счету около 25 кинолент, включая хорошо известные мультфильм "Маугли" (1971) и художественный фильм "Чучело" (1983).
Новаторские открытия были сделаны Губайдулиной и в звучании баяна, превратившегося в XX веке из народного инструмента в академический. Здесь постоянным сотрудником композитора стал Фридрих Липс. В 1978 году для баяна соло была написана пьеса "De profundis" ("Из глубины"), ставшая самым исполняемым в мире современным произведением для этого инструмента. Выдающимся по глубине музыкальной мысли и яркости звуковых открытий стало сочинение "Семь слов" для виолончели, баяна и струнных (1982).
Среди популярных во всём мире сочинений композитора Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968), "Посвящение Марине Цветаевой" (1984), "Аллилуйя" (1990), симфония "Слышу... умолкло..." (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, камерные сочинения.