Моцарт. Квинтет (с кларнетом) K. 581
Брамс. Квинтет (с кларнетом) Op. 115
Карл Лейстер (кларнет), Амадеус-квартет
Кларнет, самое младшее дитя в многочисленном семействе деревянных духовых инструментов, создан в начале XVIII века нюрнбергским мастером Деннером. Его название (англ. Clarinet, нем. Klarinette) происходит от латинского clarus – "светлый", "ясный". Лишь во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству и благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Моцарта, Вебера, Брамса имена кларнетистов-виртуозов Штадлера, Бермана, Мюльфельда бережно сохранены в истории музыки. К настоящему времени известно восемь разновидностей кларнета. Самый распространённый – сопрано (in B) с системой клапанов как у современной флейты. В красочных (программных) оркестровых партитурах часто предусматривается использование множества разновидностей, в том числе кларнет пикколо (in Es), а также альтовый (in Es), наделённый наиболее легкомысленным, "дурашливым" тоном. Существуют также бас и контрабас-кларнет, очертаниями напоминающие современный саксофон, который, кстати, является младшим родственником кларнета. По наследству же саксофон считается деревянным инструментом, хотя изготавливается главным образом из металла, реже из пластмассы. Вольфганг Амадей Моцарт трижды использовал в своём творчестве этот замечательный инструмент как солирующий: в 1786 (Соната для фортепьяно, альта и кларнета), в 1789 (когда был написан квинтет для кларнета и струнного квартета), в 1791 (Концерт для кларнета с оркестром).
Прошло около ста лет, и Иоганнес Брамс также обратил пристальное внимание на возможности этого инструмента, причём уже после того, как решил навсегда оставить сочинение музыки (1890). Видимо это заслуга кларнета и замечательного солиста Рихарда Мюльфельда, мастерству которого композитор воздал должное в самых поздних своих камерных произведениях.
Квинтет Op. 115 для кларнета и струнного квартета (1891) сочинение необыкновенно сложное для исполнения. Для сохранения чистоты тона в наиболее экспрессивных эпизодах, где струнные и кларнет звучат в унисон, необходимо такое единство, взаимопонимание и чутьё, которое под силу лишь очень крупным мастерам. Кларнетист Карл Лейстер и музыканты английского квартета "Amadeus" – из их числа.
Остаётся только порадоваться и позавидовать тем, кто услышит эту музыку впервые