Бородин. Струнный квартет № 2, Чайковский. Струнный квартет № 1
Дворжак. Струнный квартет № 12 Американский
Эмерсон-квартет
"Три славянских квартета" – так могли бы назвать этот альбом музыканты одного из самых популярных сегодня камерных коллективов, – "Эмерсон квартета". Но не сделали этого по нескольким весьма серьёзным причинам. Квартет чешского композитора Антонина Дворжака действительно называется "Американским". Но это причина чисто формальная. По сути, квартет Дворжака – сочинение совершенно в славянском духе. Что касается музыки Александра Порфирьевича Бородина, прославленного автора оперы "Князь Игорь" и "Богатырской симфонии", то завораживающая экзотика его характерных восточных тем проникла и во второй его квартет. Самым славянским произведением в этом альбоме можно считать квартет Петра Ильича Чайковского. Но, строго говоря, ни то, ни другое, ни третье сочинение квартетами не являются. Не являются по духу музыки – прекрасной и разнообразной, но совершенно "не квартетной".
С другой стороны, невозможно не восхищаться волшебным "Ноктюрном" из квартета Бородина. Это ещё один незабываемый образец "бесконечной мелодии" – жанра, известного нам ещё из музыки эпохи барокко.
Для того чтобы озаглавить сочинения подобного плана – для двух скрипок, альта и виолончели, – Гайдн и Моцарт, например, использовали франко-итальянский термин "дивертисмент", что буквально означает "развлечение".
Одним из первых русских авторов, обращавшихся к жанрам квартета и камерного ансамбля, не умаляя при этом традиционной их сверхзадачи, что была определена в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена и так блестяще расширена романтиками, был Сергей Иванович Танеев. Следует всё-таки отметить, что его камерные произведения своими размерами, богатством разработочных средств и полифонической насыщенностью, большей частью напоминают симфонии. Не случайно учитель Танеева Чайковский как бы в шутку называл его "Бахом из окрестностей пожарной заставы".