Дон Жуан (избранное)
Уильям Шимель, Сэмюэль Рэми, Шерил Стюдер,
Венский филармонический оркестр, дирижёр Рикардо Мути
Успех этой оперы был мгновенным и безусловным. Вероятно, пражская публика была побеждена уже первыми тактами увертюры, которые без единого слова ярко живописуют роковое столкновение Страсти и Судьбы. Если верить легенде, то Моцарт, по своему обыкновению, сочинил увертюру в ночь перед премьерой, что чуть не довело бедных переписчиков нот до умопомешательства.
"Дон Жуан" (1787) – одно из самых значительных событий в истории оперы со времён оперной реформы Глюка и, пожалуй, самая захватывающая по своему сюжету музыкальная драма. В основе сюжета средневековая испанская легенда о Дон Жуане, смелом и ловком соблазнителе, дерзком авантюристе. Но это "исчадие ада" не лишено привлекательности. Неслучайно к этому сюжету прикасались и в конце концов увековечили его испанский драматург Тирсо де Молина (1571-1648), французский комедиограф Жан Батист Мольер (1622-1673), венецианский драматург и либреттист Карло Гольдони (1707-1793). В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме. Не остыл интерес к этому сюжету и в искусстве XX века.
Лоренцо Да Понте был не склонен изображать Дон Жуана отъявленным клятвопреступником и негодяем. Да и Моцарт не принял бы такого решения. Обрекая своего героя на гибель, композитор и либреттист тайно (но не слишком тайно) симпатизируют Дон Жуану. Все участники драмы: неразлучный спутник и слуга Жуана Лепорелло, простоватые Оттавио и Мазетто, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая, но осторожная Церлина – были бы вовсе незаметны в обыденном круге своей жизни, не случись им встретить Дон Жуана. Ему не отказать в обаянии, энергии, отваге, чувстве юмора.
Начиная с первых тактов увертюры, в музыке оперы борются две тенденции, знаменующие наследие opera-seria и opera-buffa. Творческий результат этой борьбы достоин Моцарта. "Дон Жуан" – чуть ли не первое и, пожалуй, самое яркое явление трагикомедии на оперной сцене.