Пер Гюнт. Сюита
Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Джеффри Тэйт
В этом эпическом сочинении Эдвард Григ поведал миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби своей родины – сказочной северной страны Норвегии.
Философская драма Генриха Ибсена у Грига приобрела новое звучание и новую жизнь. Музыкально-сценическое произведение "Пер Гюнт" (1875) представляет собой свободную драматическую поэму, в которой цепь контрастных сцен заключает в себе целую эпопею человеческой жизни.
Драматургическое развитие музыки Грига в целом подчинено концепции Ибсена. В каждом из пяти актов "Пер Гюнта" композитор выделяет центральную линию, характерную для данного этапа развития драмы. В первом акте это картины норвежского крестьянского быта, во втором – фантастика сказочного царства троллей, в третьем – лирическая драма Озе и Сольвейг, в четвертом – живописные сцены арабского Востока. Завершающее, философское значение пятого действия отмечено у Грига углубленно-лирическим характером музыки: и трагическая "сцена обвинения Пера", и торжественный хорал поселян, прославляющих красоту мироздания, и трогательно-нежная "Колыбельная Сольвейг", с которой уходит из жизни Пер, – всё это увенчивает драму Ибсена возвышенным в своей цельности и чистоте лирико-философским эпилогом.
Общим для всех музыкальных картин, составляющих композицию "Пер Гюнта", остается национально-народный характер музыки. Рисует ли Григ живописную сцену крестьянской свадьбы или "дьявольское" царство троллей, или даже грациозную пляску арабской девушки – всюду он опирается на традиции народного искусства.