Страсти по Матфею
Лондонский филармонический хор и оркестр,
дирижёр Отто Клемперер (3 CDs)
Одно из основополагающих ораториальных сочинений Иоганна Себастьяна Баха, "Страсти по Матфею", были созданы в Лейпциге и единственный раз при жизни композитора исполнены на Страстную неделю 1729 года в церкви Св. Фомы.
Высокий замысел и, в частности, то, как композитор, бережно храня традиции, одухотворил привычные формы новой поэзией, драматургией и музыкой, – всё это не было оценено по достоинству современниками.
Но в 1829 году Феликс Мендельсон-Бартольди осуществил вторую постановку "Страстей", которая обессмертила и саму музыку, и её творца.
Драматургия "Страстей" уникальна, что называется, на все времена. Начнём с того, что композитор нарушил привычный ход событий этого "вечного сюжета", переместив в завязку драмы элемент её трагической развязки – шествие на Голгофу. Но это далеко не единственное открытие для тех, кто пройдёт по пути замысла И. С. Баха, не преминув бережно прикоснуться к тексту. Ведь в качестве автора множества стихов арий, хоралов, хоров (наряду с либреттистом Фридрихом Пикандером) выступил сам композитор.