Бах (Bach), Иоганн СебастьянКантата № 201 "Состязание Феба и Пана" Камерный оркестр RIAS и хор AAM, дирижёр Рене Якобс
Эта светская кантата (около 1730 г.) впервые прозвучала в Лейпцигской кофейне, где собиралось студенческое музыкальное общество. Его силами и была представлена эта, с позволения сказать, опера. Но композитор ни за что не позволил бы так назвать своё сочинение. Ведь он считал оперу низким жанром. В основе сюжета античная легенда в изложении Овидия о музыкальном поединке между Фебом (Аполлоном), самым обаятельным и самым искушённым олимпийским поэтом и музыкантом, и божеством второго плана – козлоногим и даже слегка рогатым и хвостатым Паном, покровителем стад, пастухов и пастушек. Пан считался мастером игры на сиринге – глиняной флейте, которую по сей день называют флейтой Пана, и ему часто приписывалось авторство немудрёных пастушьих напевов. Любопытно, что сам поединок был задуман, чтобы разрешить спор между царём Мидасом и речным божеством Тмолом. Феб представлял сторону Тмола, а Пан – Мидаса. Всё явно говорило о том, что успех Феба предопределён, с чем и согласилось высокое жюри олимпийцев. Но не Мидас. Этот правитель отличался поистине ослиным упрямством. Он настаивал на том, что Пан как музыкант превыше Феба, за что, в конце концов, и был награждён… ослиными ушами. |
|||||||||||||||