Орландо ди Лассо, Лука Маренцио, Томас Морли и другие авторы
The Hilliard Ensemble
Франко-фламандский автор Орландо ди Лассо (1532-1594), которого в детстве чаще звали просто Лассю, со временем стал довольно респектабельным менестрелем, сочинявшим время от времени и духовную музыку. И всё-таки он был менестрелем – странником, космополитом, весельчаком. 12-14-ти лет поступил на службу к герцогу Гонзаго в Мантуе, некоторое время спустя оказался в Неаполе, где и начал сочинять музыку, затем переехал в Рим, чтобы занять место капельмейстера. В 1550 направился в Антверпен и там были опубликованы его сочинения. В 1574 посетил Вену.
На творческом счету композитора около 2000 сочинений во всех бытовавших тогда жанрах, написанных на итальянские, французские и немецкие тексты. Слава ди Лассо как католического автора была настолько велика, что сам папа посвятил его в рыцари. Но в 1576, нимало не считаясь с клерикальными препонами, ди Лассо бросает якорь и остаётся до конца дней в протестантском Мюнхене…
Младший современник ди Лассо англичанин Томас Уилкс (1574-1623) по своему опыту представлял, чем отличается жизнь жонглёра от рутинной службы изо дня в день. Не только в песнях случалось ему вспоминать весёлые времена и стремиться под сень дубрав.
Оставаясь в душе жонглёром, он служил органистом в Уинчестере, затем в Чичестере. В 1602 году дослужился до звания бакалавра музыки Оксфордского университета, но не задержался надолго и в Королевской капелле. С должности соборного органиста был уволен по дисциплинарным причинам, несколько лет провёл в Лондоне, затем вернулся в Чичестер. Сочинил 10 собраний песнопений для церкви и около 100 мадригалов, в которые вложил всю свою изобретательность и немалое полифоническое мастерство.
Похоже, история не сохранила ни одного портрета талантливого лирика и разностороннего музыкального деятеля, энергичного издателя, каковым был Томас Морли. Однако уцелели его издания, датируемые 1595-1600 годами, а благодаря этому и часть сочинений композитора.