12 этюдов, Op. 10; 12 этюдов, Op. 25; Баллада № 1, Op. 23,
Баллада № 3, Op. 47
Андрей Гаврилов (фортепьяно)
Среди фортепианных произведений Шопена – ни одного, которому можно было бы отказать в праве называться шедевром. Из обильной биографической литературы нам известно о том, что многое из этой музыки появилось на свет в форме острой творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом концертировал в Вене, затем в Штутгарте, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии.
Происходя из смешанной польско-французской семьи, композитор всё-таки ощущал себя поляком и был убеждённым сторонником польской независимости. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его… почти силой. Тогда, если верить популярной легенде, Шопен написал свой знаменитый "Революционный этюд" (№ 12 Op. 10 до минор)
И каков итог? Человечество отказалось от насилия? Нет.
Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его так называемых мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство такого накала не приносит в мир никаких видимых позитивных перемен? Или всё-таки приносит?
А если не приносит, то почему?
Но если всё-таки приносит, то какие?
Как же и чем отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, к примеру?
А как и чем ответим мы? Ответим ли?...