14 вальсов; Баркарола, Op. 60; Ноктюрн, Op. 27 № 2; Мазурка, Op. 50 № 3
Дину Липатти (фортепьяно)
Почти вся жизнь и всё творчество Фредерика Шопена связаны с фортепьяно. Сочинением музыки композитор занимался совершенно "неправильно", то есть не отрываясь от инструмента, подолгу шлифуя как форму, так и детали в мучительном стремлении зафиксировать музыкальные идеи в пальцах, нотах, звуках…
И. С. Бах в своё время называл таких авторов "наездниками на клавире" и бывал с ними весьма строг. Выдающиеся современники и друзья Шопена – как, например, Мендельсон, Шуман и Лист – сочиняли в баховской манере, то есть прямо на бумаге, но, применительно к искусству Шопена, оценивали главным образом творческий результат. И без всяких придирок находили его великолепным! Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. И наоборот, к нему самому – как к некоему истоку, без существования которого привычный "духовный ландшафт" выглядел бы незавершённым, неполноценным.
Если пристально взглянуть на личность композитора из сегодняшнего дня, нам наверняка покажется, что он был несколько преувеличенно эмоционален, романтичен, одержим, влюблён. Преувеличенно хрупок, хотя старался казаться (и казался!) преувеличенно мужественным. Преувеличенно ироничен и одновременно преувеличенно раним…
Но стоит погрузиться в его музыку, как ощущение преувеличенности улетучится и довольно потрёпанный современными реалиями "духовный ландшафт" возобновит своё целительное влияние на наши сердца, умы, души…