Гранадос. 12 испанских танцев. Фалья. 7 испанских песен
Мануэль Барруэко (гитара) и другие
Энрике Гранадос-и-Кампинья (1867 – 1916) – испанский композитор, пианист и педагог. С его именем часто связывают расцвет испанской профессиональной музыки на рубеже XIX-XX веков.
Необходимо воздать должное тому с какой энергией и стремительностью осуществлял своё призвание Гранадос как композитор и музыкальный деятель. В 1900 году он основал Общество классических концертов в Барселоне, а через год и Академию музыки, словно вооружённый примером русского музыканта Антона Рубинштейна, что за сорок лет до того учредил Русское музыкальное общество в Петербурге (1859 г.) и вслед за этим – первую российскую консерваторию (1862 г.).
В своём творчестве Гранадос соединяет народную самобытность с приёмами музыкального письма, впечатлившими его в искусстве французских импрессионистов. Неудивительно! Ведь идеи, открытия, вдохновение не знали и не знают границ, не разбирают творцов по национальности и цвету кожи.
В цикле 12 испанских танцев, первоначально записанных для фортепьяно, переложенных создателем этого альбома испанским гитаристом Мануэлем Баруэкко для гитары, представлены исконно испанские Сарабанда и Хота, французский Менуэт, итальянская Вилланеска (деревенская [песня]), польская Мазурка, наконец, Арабеска (буквально "арабская") – фольклор всего мира. Следует признать, что подобные "встречи" имели место с незапамятных времён, начиная с XII-XIII веков, и далее – в пьесах Роберта Шумана, Анатолия Лядова, Клода Дебюсси, и неизменно оказывались желанными и для слушателей, и для музыкантов.
Встреча же корабля, на котором Энрике Гранадос возвращался из Нью-Йорка, с немецкой подводной лодкой не была столь желанной и закончилась трагически.
Мануэль де Фалья стал подлинным лидером возрождения испанских музыкальных традиций в искусстве европейской "новой фольклористики" XX века.
Судьба и талант композитора ввели его в интернациональный круг выдающихся современников. В 1907 в Париже он сблизился с Дюка, Дебюсси, Равелем, Пикассо, Дягилевым, Артуром Рубинштейном. Первая мировая война заставила его возвратиться в Мадрид. Там с 1914 по 1919 гг. и были записаны самые значительные его произведения. "Семь испанских песен" (1914) квинтэссенция дарования зрелого Фальи.
Источник обновления испанской музыки Фалья видел в старинной песенной культуре, в частности андалузской, – древнейшем культурном пласте Испании, который сформировался задолго до завоевания Испании арабами.