Брамс. Венгерские танцы. Дворжак. Славянские танцы
Мишель Берофф, Жан Филипп Коллар (фортепьяно)
Свой первый опыт композиции уроженец Гамбурга Иоганнес Брамс приобрёл на ниве лёгкой музыки, делая обработки популярных в Германии и Австро-Венгрии цыганских и венгерских мелодий для оркестра, в котором играл его отец. Да и популярностью своей среди широкой публики композитор обязан, главным образом, знаменитым 16 вальсам (1865) и "Венгерским танцам". За 12 лет, с 1868 по 1880, был написан 21 танец для двух фортепьяно и сделано множество их переложений – для скрипки и фортепьяно, для оркестра, для скрипки с оркестром.
На удивление уверенно Брамс чувствует себя как автор и самой серьёзной, "учёной", и развлекательной музыки. Но даже в этой развлекательности, пусть очень демократично и ненавязчиво, представлены самые значительные особенности стиля зрелого, глубокого мастера: яркие, характерные, многогранные темы… и ещё – это удивительно тёплое и вместе с тем взволнованное, страстное "дыхание" ритма музыки, и не покидающее нас ощущение душевной широты и щедрости, внутреннего благородства и чувства такта…
Чешский композитор Антонин Дворжак начинал свою карьеру как альтист в оркестре пражского театра, затем работал церковным органистом в Праге и, наконец, сосредоточил своё внимание на композиции. По слухам, ему завидовал сам Иоганнес Брамс. Впрочем, зависть эта была особого свойства. Брамс – великолепный мелодист – неоднократно признавался в том, что хотел бы сочинять столь же дивные мелодии, которые без труда удаются Дворжаку. Благодаря этой своеобразной "зависти" Антонин Дворжак приобрёл мировую известность. Ведь публикация его музыки в знаменитом боннском издательстве "Зимрок" началась по инициативе Брамса.
Антонин Дворжак не был ни консерватором, ни новатором. В своей музыке он широко использовал элементы фольклора, причём не только чешского, но и польского, и американского. Одно время его привлекал Вагнер, его гармонии и техника лейтмотивов, но в конце концов композитор обратился к опыту венских классиков и Брамса, как восприемника традиций классического письма по линии Гайдна – Моцарта – Бетховена – Шумана.
"Славянские танцы" (1878) в первоначальной редакции для двух фортепьяно появились на свет не без влияния Иоганнеса Брамса и как раз к десятилетию триумфального шествия по Европе его "Венгерских танцев". И вот уже более ста лет эти сочинения, как добрые знакомые и соседи, встречаются в программах замечательных пианистов, скрипачей и дирижёров.