Струнные квартеты и дивертисменты
Амадеус-квартет
Так уж сложилось, что первым восприемником Гайдна в работе с жанром струнного квартета стал Вольфганг Амадей Моцарт. В продуктивности камерного творчества Гайдн являлся бесспорным лидером. Его перу принадлежит 83 струнных квартета.
Но жанр оказался поистине неисчерпаемым. 24 строго классических квартета Моцарта, да ещё 6 его квинтетов для двух скрипок, двух альтов и виолончели, квартеты с гобоем и флейтой – всего около сорока сочинений для камерного ансамбля, и каждое из них – своеобразная и удачная попытка развития жанра. В этих сочинениях Моцарт уверенно следует за Гайдном по пути "симфонизации" звучания и содержания ансамблевой музыки. Но вместе с этим не отказывается от жанровых эпизодов, изобразительных начал ("Охотничий" квартет K 458).
Трудно переоценить глубину выразительности, которой Моцарт достигает в пределах мажорных тональностей. Самая глубокая печаль в сочинениях Моцарта так светла, что он неизменно представляется нам человеком, наделённым необъяснимым, но заразительным оптимизмом, будто бы совершенно безотносительным к чудовищно неблагополучной судьбе, слабому здоровью, материальным трудностям. У этого парадокса может быть лишь одно объяснение – талант, ощущаемый как бесценный дар, Божественное прикосновение, знак избранности, которую надо ещё и оправдать.
К слову, величайшими мастерами своего дела Моцарт считал Баха и Гайдна, а Гайдн, в свою очередь, Баха и Моцарта. Очевидная причина, чтобы выказать взаимное почтение и признание для чего два венских классика вновь обратились к самому доверительному жанру – жанру струнного квартета. В 1782-83 Моцарт пишет три квартета – K 387 соль мажор, K 421/417b ре минор, K 428/421b ми-бемоль мажор и называет их "Гайдновскими". Шесть квартетов Гайдна Op.50 (1787) определённо написаны под их влиянием.