Трио "Памяти великого художника" (для ф-но, скрипки и виолончели)
Ицхак Перлман, Владимир Ашкенази, Линн Харелл
"Трио памяти великого художника", написанное к годовщине смерти Николая Григорьевича Рубинштейна – основателя Московской консерватории, выдающегося русского пианиста, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля, стало одним из лучших камерных произведений Петра Ильича Чайковского.
Трио отличается симфоническими масштабами и развитием, активностью мысли и звуковой насыщенностью, новаторством в решении драматургических задач. Так, в первой части сопоставлены образы, вызванные глубоким эмоциональным потрясением – смертью близкого друга, единомышленника. Лирический эпизод в разработке звучит у виолончели и скрипки как диалог, тема становится все более печальной и завершается оставшимся одиноким голосом скрипки.
Во второй части, вариационном цикле, как в музыкальной повести, выступают образы, связанные с различными сторонами жизни. Последняя вариация выполняет достаточно самостоятельную роль, а общая кода возвращает слушателя к скорбному образу главной партии первой части и становится предвестником трагического финала Шестой симфонии.
Трио открыло новую страницу в истории фортепианных ансамблей и повлияло на произведения этого жанра у Рахманинова, Аренского, Шостаковича…