Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ). пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

"Танцы эпохи Возрождения"

Джон Дауленд, Карло Джезуальдо ди Веноза, Михаэль Преториус и др.
Collegium Terpsichore, Ulsamer-Collegium
Антология CD 469 244-2


Неизвестный автор. Saltarello (Сальтарелло)
слушать остановить
Неизвестный автор. Bassa danza La Gatta
слушать остановить
Неизвестный автор. Branle de Bourgogne (Битва за Бургундию)
слушать остановить
Карло Джезуальдо ди Веноза. Гальярда князя Венозы
слушать остановить
Джон Дауленд. Гальярда королевы Елизаветы
слушать остановить
Михаэль Преториус. Испанская павана
слушать остановить
Михаэль Преториус. Бурре
слушать остановить

Музыка неизвестных авторов представлена в этом альбоме двумя традиционными танцами и жестокой картиной исторического сражения.
Первый из танцев – сальтарелло – исполняется в нашем случае под аккомпанемент волынки, второй, так называемый бас-данс, – под аккомпанемент ансамбля флейты и позитива (небольшого переносного органа). Название "Сальтарелло" нисколько не помогает нам в датировке сочинения. Этот энергичный итальянский танец (с непременными прыжками) жив и поныне. А вот бас-данс – "беспрыжковый" скользящий танец, как известно, уже в XVI веке был вытеснен Паваной (см. ниже).
Герцогство Бургундия не раз становилось ареной военных действий. Где-то там расцвела и закатилась военная карьера Карла Смелого (1433-1477). Но независимо от действительных результатов какого-либо сражения придворные композиторы чаще всего живописали славную, героическую победу!
Кто знает, быть может, поэтому они большей частью никому не известны?

Карло Джезуальдо ди Веноза (1561-1613), как следует из его имени, князь Венозы, итальянский композитор, представитель музыкальной культуры Позднего Возрождения, крупнейший мастер и создатель нового типа мадригала, для которого характерно изобилие хроматизмов, смелые гармонические сопоставления, регистровые контрасты, ритмическая свобода. Сохранились 6 сборников 5-голосных (изд. 1594-1611) и один сборник 6-голосных (изд. 1626) мадригалов композитора. Джезуальдо – единственный столь известный автор, на совести которого лежала тяжёлая печать двойного убийства. Его сановная родня замяла разбирательство, но всё творчество композитора выдаёт его тяжёлые переживания и раскаяние в содеянном.

Современник Шекспира и весьма почитаемый им английский лютнист-виртуоз, поэт, певец и композитор Джон Дауленд (1563-1626), начиная с 1580 года, служил придворным музыкантом в Париже, затем в Лондоне. Некоторое время провёл в Дании. 25-ти лет получил степень бакалавра в Оксфорде, а вскоре после этого отправился в путешествие по Европе и с успехом выступал в Брауншвайге, Касселе, Нюрнберге. Тематика музыкально-поэтического творчества Дауленда не отражает благополучия его карьеры, но всё же очень характерна для своего времени. Всё творчество композитора проникнуто глубоко трагическим восприятием жизни: в нём страсть, слёзы, раскаяние, смерть и тьма. Недаром инструментальная пьеса-автопортрет из позднего сборника "Слёзы" носит название "Sempre Dowland sempre dolens" ("Вечно страждущий Дауленд"). Удивительно другое: то, как легко обходит Дауленд все художественные ограничения, соединяя изысканную вокальную строчку и диссонирующие аккорды сопровождения; как он по-новому претворяет традиции жанра, утверждая музыкальные образы и тональные отношения как "язык". Томительное циклическое, восходящее или нисходящее движение басовой партии переводится с этого языка как веление судьбы, неотвратимость рока, диктат непреодолимой губительной страсти – словом, действие тех сил, которые человек не в состоянии обуздать, которым, казалось бы, не в силах противостоять…
Но противостоит! В любви и творчестве, в милосердии и сострадании он способен парить над обречённостью мира, как парит сознание и мелодия – плод его фантазии – над угрюмым, как глухие басы аккомпанемента, приговором судьбы.

Немецкий композитор и теоретик Михаэль Преториус (1571-1621) происходил из семьи сподвижников Мартина Лютера – отца реформации. При всёх позитивных началах, которые эпоха реформации и Лютер привнесли в развитие культуры и науки, отметим, что Европа в результате оказалась расколота и поделена. Границы государств и княжеств стали куда менее проницаемы для художников, сохранив, впрочем, проницаемость для новой категории действующих лиц, именуемых уже в те времена шпионами. Действиям английской разведки противостоял орден иезуитов. Борьба обеих сторон "за прогресс" приобретала всё более изощрённые формы. Посему с новинками итальянской музыки Преториус знакомился в Дрездене. Музыка композиторов венецианской школы оказала серьёзное влияние на всё его творчество, несмотря на клерикальные противоречия, казавшиеся непреодолимыми в столь долгом противостоянии католиков и протестантов. Но то, что не в состоянии преодолеть политики, во все времена легко преодолевают художники… Преториус – один из самых разносторонних композиторов своего времени – оставил внушительное наследие: свыше 1000 произведений для церкви и инструментальные танцы, предвосхитившие форму инструментальной сюиты.

Павана (от латинского слова pavo – павлин) – танец 4-дольного размера – испанского происхождения, торжественный и горделивый по характеру, что соответствует манерам птицы, от имени которой он произошёл. В XVI веке павана, как придворный танец, была очень популярна и распространена в Европе. Английские верджинелисты XVII века нередко обращались к этому характеру в своём инструментальном творчестве. А в XX веке павана вновь возродилась в творчестве М. Равеля, Г. Форе, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, А. Берга.

Гальярда – 3-дольный парный танец – родом из Северной Италии. А название её франко-итальянское (буквально бодрая, весёлая). Танцевали же гальярду по всей Европе с конца XV по XVII век, нередко исполняя её сразу после паваны, иногда чередуя эти танцы – для контраста, для разнообразия.

В своём занимательном бурре (народный танец, традиции которого только-только и начали складываться в том самом XVI веке; французское словечко bourrer означает "делать неожиданные скачки"). Михаэль Преториус, неутомимый исследователь и экспериментатор в области музыкальной акустики, использовал новые виды звучания инструментов. Странные звуки, напоминающие жужжание насекомых и таинственный щебет неведомых пернатых, производит специальная проволока, навитая вокруг струн старинных виол.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ