Концерты для клавира (чембало) BWV 1052-1058, 1060
The English Concert, солист и дирижёр Тревор Пиннок (3 CDs)
В восьми клавирных концертах И. С. Баха, написанных в Лейпциге около 1738 года, клавесин значительно утвердился как солирующий инструмент. В этом новом качестве инструментальный концерт выглядит в меньшей степени соревнованием солистов с оркестром, но в большей поиском путей объединения в стремлении к единой цели – гармонии личностного и общечеловеческого, мирового начал. Будто в подтверждение этому соображению Бах помещает каденцию, эпизод, в котором можно продемонстрировать не только блестящую технику солиста и возможности инструмента, но и в наиболее сжатой форме изложить основные идеи произведения, перед завершающей серией, где солист и оркестр достигают наконец единства.
Примечательно, что из восьми клавирных концертов, четыре написаны для одного клавира с оркестром, три для двух, два для трёх, а один – для четырёх клавиров с оркестром. Ох уж эта баховская арифметика!
А быть может, просто подросли дети и композитор таким образом добивался взаимопонимания и единения с теми, кому суждено, как ему казалось, продолжить его дело?