Кончерто-гроссо № 1; Quasi una sonata, Moz-Art à la Haydn, A Paganini
Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Юрий Смирнов и другие
Было время, когда слушатели и даже критики Альфреда Шнитке испытывали серьёзные затруднения: к какому, собственно, "лагерю" можно причислить такого композитора. Быть может, он авангардист? Нет. Но и не консерватор же? Это уж точно нет!
Словечко-то отыскалось – нонконформист! Вот! Словечко довольно страшное для российского художника 60-х – 70-х годов!
Нонконформизм – это стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства.
Но в искусстве не существует никакого "большинства". Там всё сугубо индивидуально.
Тогда, если Шнитке нонконформист, он стало быть уж точно не консерватор.
Откуда же такое знание классики, её законов, её приёмов, способность всем этим так умело распорядиться?
Получается, что Шнитке и не авангардист, раз "в авангарде" его музыкальных исканий имена и искусство Баха, Моцарта, Малера, Шёнберга, Шостаковича?
Авангард в искусстве очень часто вынужден отдавать дань требованиям моды. А вот мода на Шнитке не проходит.
Его музыка по-прежнему часто исполняется и на родине, и во всём мире, звучит в более чем 60-ти кинофильмах.