Три концерта для фортепьяно с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром. Вариации на тему Рококо для виолончели с оркестром
Фурнье, Циффра, Керсенбаум, Донахоу, Л. Коган
Популярность первого фортепьянного концерта П. И. Чайковского (1875) не знает границ; пожалуй, это одно из наиболее часто исполняемых сочинений. Композитор синтезировал все наиболее яркие проявления современного стиля фортепьянного исполнительства. Тем не менее судьба концерта складывалась довольно драматично. Чайковский намеревался посвятить его Николаю Рубинштейну, но тот объявил концерт "непригодным для исполнения". Тогда композитор посвятил его немецкому музыканту Гансу фон Бюлову. Лишь после триумфального исполнения концерта Бюловым в Бостоне (США) Рубинштейн также включил его в свой репертуар.
В своих последующих фортепьянных концертах (второй в 1880 году, третий в 1893 году) Чайковский уже не смог подняться до подобной высоты. Тем не менее и сегодня они живут в репертуаре пианистов, что свидетельствует об огромной жизненной энергии музыки композитора.
Концерт для скрипки с оркестром (1878) – одно из самых светлых сочинений Чайковского. Наряду со скрипичными концертами Мендельсона и Бетховена относится к вершинам жанра, требует от исполнителя не только мастерства, но и творческой эрудиции, зрелости, вкуса.
В числе подобных шедевров и "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1877). В этом произведении композитором впервые творчески переосмыслены стилевые приемы музыки XVIII века. Впоследствии Чайковский не раз обращался к стилизации подобного рода: в "Моцартиане", пасторали из "Пиковой дамы", секстете "Воспоминание о Флоренции". Состав оркестра в этих восьми "Вариациях" камерный, "моцартовский", фактура прозрачная; она является фоном для солирующей виолончели.
Каждое из этих сочинений служит своеобразным экзаменом на творческую зрелость для участников одного из самых авторитетных музыкальных соревнований – Международного конкурса исполнителей имени Петра Ильича Чайковского, который проводится с 1958 года.