Избранные увертюры. "Гебриды"
Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Клаудио Аббадо
История создания первой программно-симфонической увертюры овеяна легендами, как и бесконечное содержание, которое композитор воплотил в этом сочинении.
Поговаривали о том, что увертюра была написана… то ли за два часа, то ли за одну ночь, и о том, что Мендельсон записал её прямо на корабле, путешествуя на котором открыл для себя фантастические красоты туманных берегов Шотландии. Всё это не совсем так.
Поездку на Гебридские острова, что находятся у западного побережья Шотландии, композитор предпринял летом 1829 года. Стремление посетить остров Стафф, где находится знаменитая Фингалова пещера, возникло у него гораздо раньше, лишь только он познакомился с кельтскими народными легендами, изданными во второй половине XVIII века под названием "Поэмы Оссиана". Оссиан – легендарный бард, сын Фингала, героя кельтских сказаний. Их имена навсегда связаны с историей зарождения европейской музыкально-поэтической культуры. Каждый художник рано или поздно обнаруживает в себе это непобедимое желание – приникнуть к истокам жанра, к началам Культуры.
Я не слыхал рассказов Оссиана,
Не пробовал старинного вина;
Зачем же мне мерещится поляна,
Шотландии кровавая луна?
|
И перекличка ворона и арфы
Мне чудится в зловещей тишине;
И ветром развеваемые шарфы
Дружинников мелькают при луне!
|
Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.
|
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет;
И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.
|
Это уже Россия. XX век. Осип Мандельштам…
Вид огромного залитого водой пространства под суровыми каменными сводами, посреди бушующего океана, надолго поразил воображение композитора. Первые наброски к увертюре были сделаны сразу же, в 1829. Впоследствии произведение переделывалось трижды, ровно до тех пор, пока композитор не почувствовал, что его сверхзадача выполнена, что сочинение в равной мере отражает масштабы пространства и Пространства Истории. На это ушло четыре года.
Произведение было по достоинству принято и оценено выдающимися современниками Мендельсона. Даже заносчивый Рихард Вагнер назвал увертюру "одним из прекраснейших музыкальных произведений, которыми мы обладаем". А Иоганнес Брамс, характер которого представлял собой подлинный эталон скромности, творческой и человеческой доброжелательности, написал: "Я готов отдать полное собрание моих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное "Гебридам".