Глазунов. Времена года; Аренский. Вариации на тему Чайковского;
Римский-Корсаков. Шехерезада
Оркестр Philharmonia, дирижёр Евгений Светланов
"Времена года" Александра Глазунова (1900) – четвёртое известное всему музыкальному миру явление этой темы в ряду одноимённых 4-х концертов Вивальди, оратории Гайдна, фортепианного цикла П. И. Чайковского.
Великолепная оркестровка, фейерверк впечатляющих ритмических рисунков, чреда незабываемых фольклорных образов не затеняют ощущения некоторой идилличности, которая, кажется, слегка запоздала, если иметь в виду время появления этого сочинения. Однако не станем забывать, что "Времена года" написаны Глазуновым как музыка к балету по сценарию самого Мариуса Петипа, к балету, в котором в очередной раз блистала Анна Павлова.
Александр Глазунов, ученик Римского-Корсакова, в начале 80-х годов XIX века восходящая звезда русской музыки, в конце 90-х профессор, с 1905 по 1928 – директор консерватории в Санкт-Петербурге.
Он не всегда понимал талантливую молодежь, подраставшую под сенью прославленного учебного заведения. Но хлопотал о стипендии для Шостаковича. Чувствовал талант. В 1917 практически перестал сочинять, в 1928 – эмигрировал из СССР. Человек – эпоха! Но какая жёсткая, бесчеловечная эпоха!
"В конце концов, я хотел бы, чтобы моя жизнь была спокойной и счастливой. И тогда я вспоминаю старика Глазунова. Этого большого мудрого ребенка. Всю жизнь он думал, что умеет отделять важное от неважного. И думал, что мироздание устроено разумно. В конце жизни он, кажется, в этом усомнился.
Глазунов искренне считал, что дело, которому он отдал все свои силы – русская музыкальная культура, консерватория – загублено. Это была его трагедия. Все ценности спутались, все критерии рухнули. Глазунов оказался в Париже, где его уважали, но, кажется, не очень любили. Он продолжал писать музыку, не очень понимая, для кого и для чего он ее пишет. Страшнее этого я не могу себе представить ничего. Это крах. Но Глазунов ошибся еще раз. Ему была подарена мудрость. Он правильно сумел отделить важное от неважного. И его дело оказалось «свежим и крепким» (Римский-Корсаков)".
Дмитрий Шостакович (из записных книжек)