"Чакона"Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и другие Musica Antiqua Köln, Reinhard Goebel Итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653-1713) стал членом Филармонической академии в возрасте 17-ти лет ещё задолго до того, как обосновался в Риме, где шведская королева Кристина и кардинал Памфили стали выказывать ему знаки высочайшего внимания. Корелли – первый композитор, обязанный своей славой исключительно инструментальной музыке. Его творческое наследие не так велико (6 сборников и несколько отдельных пьес). Но именно в его музыке сложились такие барочные жанры, как трио-соната и кончерто-гроссо. В мотивных разработках Корелли часто использовал приёмы, которые могли бы показаться нам довольно поверхностными. Но его знаменитые цезуры (внезапные большие паузы, что сродни задержанному дыханию) и секвенции (проведение одной мелодической фигуры в восходящей или нисходящей хроматической последовательности), а также его умение преодолевать противоречия между полифонической техникой и виртуозным сольным письмом сообщали его музыке небывалую динамику и драматизм, впечатляющие и поныне. Не слишком "отставал" от Корелли его младший современник английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695). Отрочество его прошло в Королевской капелле, а 17-ти лет он стал постоянным композитором оркестра "Скрипки короля". Вслед за королём Чарльзом II в 1677 году его полномочия подтвердили и Яков (James) II (1685) и Уильям III (1689). Важно и другое. Не будь такой уникальной фигуры, как Пёрселл, крупнейшим музыкальным авторитетом Англии мог бы стать немецкий композитор Георг Фридрих Гендель. Случаются всё же пророки "в своём отечестве"… |
|||||||