Прокофьев. Петя и волк; Пуленк. Приключения Бабара;
Сен-Санс. Карнавал животных
дирижёры Игорь Маркевич, Луи Фремо, Жорж Претр
Каждый большой автор непременно сочинил хоть что-нибудь для маленьких слушателей и музыкантов. Кто-то этюды или иные упражнения, кто-то танец или колыбельную, кто-то оперу или балет на сказочный или поучительный сюжет.
Французский композитор Камиль Сен-Санс, по-видимому, не разделял своих слушателей по возрастным категориям. Его знаменитый "Карнавал животных" (1886) написан, что называется, "строго для детей и взрослых". При этом маленькие слушатели признают по повадкам обитателей аквариума и зоопарка, а большие непременно смекнут, что сочинение это написано в жанре пародии. А пародируют чаще всего повадки людей, а не животных. Так что лучше уж посмеяться, пока никто не заподозрил, что вы обиделись. Единственная серьёзная в этой "зоологической" фантазии пьеса "Лебедь" – бессмертная страница творчества Сен-Санса – живёт самостоятельной жизнью. Часто исполняется отдельно, иногда как балетный номер, премьера которого состоялась в дягилевских сезонах в Париже в исполнении Анны Павловой.
Условно-зоологическая образность характерна для творчества Франсиса Пуленка, французского композитора, участника знаменитой "Шестёрки". Одно из самых известных его ранних сочинений – вокальный цикл "Зверинец" на стихи Аполлинера (1919). Балет "Лани" (1924) был написан для труппы Дягилева, а в 1942 году появляется ещё один его балет "Примерные животные" (по басням Лафонтена).
"Слонёнок Бабар" (1940 – 1945) – киномузыка для "самых маленьких". "Бабар" – это театр в миниатюре, дань уважения искренним творческим силам детей и обаянию маленьких слонят.
Симфоническую сказку "Петя и волк" (1936) Сергей Прокофьев сочинил на собственный текст.
Из "Автобиографии" Прокофьева: "Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и учились распознавать тембр инструментов – в этом педагогический замысел сказки".
Главный герой, храбрый пионер Петя, образ сложный, многогранный, отчасти противоречивый, осуществлён силами струнной группы оркестра. Это и ново, и забавно. Обычно так называемый "мужской", или "героический". характер олицетворялся звучанием виолончели, в виде исключения – альта (как, например, в симфонической поэме французского композитора Гектора Берлиоза "Гарольд в Италии"). Пионер – другое дело. Одним инструментом тут было не обойтись. Не утка всё-таки, не кот и даже не волк. Кстати, роль Волка в сказке Прокофьева "играет" валторна, Кота – кларнет, Птицы (какой-то неведомой породы) – флейта.