Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ). пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

Франц Шуберт

Симфония № 1 ре мажор, Симфония № 8 си минор ("Неоконченная")
Венский филармонический оркестр, дирижёр Рикардо Мути


Симфония № 1 ре мажор, 2. Andante
слушать остановить
Симфония № 8 си минор, "Неоконченная", 1. Allegro moderato
слушать остановить

Сочинение первой симфонии (1813) знаменовало окончание детства Франца Шуберта. И всё-таки это очень детское сочинение по всем признакам, кроме, разумеется, жанра. Послушав эту музыку, легче завести разговор о том, что у Шуберта "не так".
Музыкальный язык произведения чересчур торжественный, даже высокопарный. При этом некоторые кадансы кажутся весьма легкомысленными. Смена характеров сонатного аллегро осуществляется как-то механически. Звучание оркестра неважно сбалансировано. Композитор, хотя и имеет представление о логике взаимодействия смычковых с деревянными и медными духовыми, но время от времени, то одна, то другая группа у него – или "торчит" или "провисает". Полифоническими средствами автор не пользуется, посему вылезающие там и сям диссонансы следует отнести к грубым ошибкам в области гармонии.
Остаётся надеяться, что мудрый Антонио Сальери (1750-1825) не высказал 16-летнему дебютанту ничего подобного, предпочитая терпеливым одобрением поддерживать развивающийся талант и рвение юноши на избранном и желанном поприще.
Шуберта и в наше время редко чтят как симфониста. Но в отношении "Восьмой", или "Неоконченной", симфонии (1822) следует сделать исключение. "Неоконченная" без преувеличения относится к вершинам жанра. А Шуберт написал её в 25 лет. К слову, выдающийся симфонист Густав Малер (1860-1911) в этом возрасте только начинал.
Считается, что работу над "Неоконченной" Франц Шуберт оставил, едва завершив вторую часть, внезапно, безо всяких объяснений. Но, если вдуматься, объяснение можно отыскать.
Для самого композитора музыка симфонии стала открытием нового языка, новых масштабов, возможностей, необозримых творческих пространств. Он словно замер на краю пропасти, оценивая свои силы…
В 1822 году Шуберт тяжело заболел. Лишь за три года до смерти вернулся к симфонической работе, развитие которой взяли на себя композиторы следующего поколения…
Первое исполнение "Неоконченной симфонии" состоялось только в 1865 году.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ