Шесть концертов для флейты с оркестром Оp. 10
Orpheus Chamber Orchestra, солист Патрик Галло,
дирижёр Тревор Пиннок
В это трудно поверить, но на протяжении практически всей своей карьеры Антонио Вивальди сочинял и отправлял в консерваторию Венеции не менее двух инструментальных концертов в месяц. Общее число концертов, таким образом, перевалило за 550, в том числе около 350 для солирующего инструмента. Здесь имеются в виду только известные его концерты! Чтобы концерты не перепутались между собой, Вивальди частенько давал им звучные названия, среди которых "Буря на море", "Ночь", "Щегол" и т. п., что, впрочем, соответствовало характеру музыки.
Неудивительно, что представления о правилах создания музыки в этом жанре устанавливались главным образом на основе грандиозного опыта Вивальди. Так и утвердилась трехчастная структура концерта и темповые соотношения между его частями – "быстро-медленно-быстро". Развитие музыки в каждой из быстрых частей осуществлялось за счёт непрестанного взаимодействия всего состава оркестра (tutti) и группы солирующих инструментов (concertino). Медленные части в большинстве своём имели в основе так называемую "бесконечную мелодию", которая развивалась непрерывно, почти без повторов, в течение всей части, бережно поддерживаемая аккомпанирующим звучанием струнных и отчётливой партией баса.
Отметим, что Вивальди частенько отступал от своих собственных правил или же пытался создавать новые, а быть может, давал понять, что музыку не слишком-то просто ввести в заданные рамки.